Историческое значение лирики Петрарки

Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобождении им итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Впервые у Петрарки любовная лирика стала служить прославлению реальной земной страсти. Она сыграла огромную роль в укреплении гуманистического мировоззрения с его индивидуализмом и реабилитацией земных связей. Созданный Петраркой индивидуалистический стиль стал каноническим для лирической поэзии.
Характерная особенность поэтического стиля Петрарки по сравнению с Данте в том, что Петрарка придает поэтической

форме самостоятельное значение, тогда как для Данте поэтическая форма являлась только орудием мысли. Лирика Петрарки всегда артистична, она отличается изяществом, беспрестанным стремлением к внешней красоте. Этот момент вносит в его поэзию зачатки эстетизма и даже манерности.
Так, например, стремясь изобразить красоту своей возлюбленной, Петрарка охотно прибегает к вычурным сравнениям: волосы Лауры – золото, ее лицо – теплый снег, брови – эбеновое дерево, зубы и уста – жемчуг и розы. К этим сравнениям присоединяются блестящие, но холодные метафоры, например: Лаура – солнце, а он – снег, тающий
под лучами этого солнца, любовь поэта – огонь, а он сам – воск, растапливаемый этим огнем, и т. д. Особенно охотно Петрарка играет именем возлюбленной и созвучными с ним словами (помимо приведенных выше Ьаига – 1аиго, еще Гаиго – “дуновение”, “ветерок”), строя на таких созвучиях стихотворение.
Петрарка увлекается также метрической усложненностью, изощренными комбинациями ритмов и рифм. Он писал, например, секстины – стихотворения с крайне затрудненной формой, состоящие из шести строф по шесть строк в каждой, оканчивающихся на одни и те же слова, не связанные рифмой и проходящие через все строфы в разной последовательности. Секстина завершается укороченной строфой из трех строк, в которых обязательно фигурируют все шесть финальных слов. Затрудненность формы секстины, естественно, толкала поэта на искусственные извороты мысли, в результате чего “чувство теряется порой в погоне за формой” (А. Н. Веселовский).
Но эти моменты формального порядка не играли существенной роли у самого Петрарки ввиду глубокой содержательности его поэзии, наличия у него тонкого художественного вкуса и чувства “золотой меры”. Такие, наименее ценные стороны поэтического мастерства Петрарки были выдвинуты на первый план его бесчисленными подражателями, “петраркистами” XV-XVI вв. В их руках тончайшая ткань лирики Петрарки отвердевает и превращается в набор лирических штампов, прикрывающих скудость и убожество содержания. Но великий поэт-гуманист не несет ответственности за своих эпигонов.
Петрарка оставил в наследие европейской поэзии огромный запас поэтических образов, форм и мотивов, довел до совершенства разработанный уже его предшественниками жанр сонета, ставший отныне достоянием всех европейских литератур. Все это позволяет видеть в нем подлинного отца новой европейской лирики, учителя всех великих поэтов европейского Возрождения – Тассо, Рон-сара, Спенсера, Шекспира (как лирического поэта).
В самой Италии огромное значение, помимо любовной лирики Петрарки, имели его патриотические стихи, в которых поэт призывал к объединению Италии. Знаменитые канцоны Петрарки “Моя Италия” и “Высокий дух” стали на многие века боевым кличем и символом веры итальянских патриотов, боровшихся за воссоединение страны. Вместе с Данте Петрарка стал провозвестником итальянского национально-освободительного движения XIX в.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Символист брюсов валерий сообщение.
Сейчас вы читаете: Историческое значение лирики Петрарки