Искренность человеческих чувств в лирике Петрарки
Как удивительно сознавать, что каждая эпоха не была величественной самая по себе. Это величие создавали люди. И именно их взнос в историю и составлял эпоху. А людям, малым или большим, свойственно в чем-то ошибаться, в чем-то убеждаться. Только так появляются нетрадиционные решения, только так вершатся большие дела. Наверное, по-иному не бывает. Ведь мир гармонии одновременно есть и миром противоречий. И этот мир накладывает свой отпечаток на человека, тем не менее каждое столетие имеет своих гениев, иногда их имена остаются в забвении, а иногда
Подпочвой этой выдающейся эпохи постоянное творчество Данте. А поскольку Петрарка освещал общие исторические противоречия, которые характеризовали средневековую Италию в целом, то именно это и определило его ведущую роль в формировании новой, национальной культуры итальянского Возрождения.
Я думаю, что роль Петрарки определяется еще и тем, что он стал первым большим ученым-гуманистом, и именно поэтому утвердил как первый большой лирик итальянского Возрождения.
Что помогло Петрарке полностью посвятить себя светской культуре европейского гуманизма? Парадоксально, но самое принятие духовного сана. Ведь этот факт разрешил ему входить в разные общественные круги и видеть жизнь разных слоев. Вскоре к нему пришла слава лучшего лирика современности.
Духовный сан не помешал Франческо Петрарке полюбить женщину, которую в апреле тысяча триста двадцать седьмого года он встретил в церкви святой Клары. Кто она? Об этом, наверное, мы никогда не узнаем. Но она существовала, и Петрарка действительно любил ее. Даже после смерти Лауры эта любовь не покинула поэта:
Лет трижды семь должен был гореть я,
Амуров раб, ликуя на костре.
Она ушла,- я дух вознес горе.
Продлится ль плач за грань десятилетья?
Что помогло Петрарке создавать свои шедевры, преисполненные искренности и простоты? Возможно, влияние античной литературы, которая прославляла все положительные человеческие качества. А может, такой была его характер — уважать дружбу, сохранять верность любви. И что важнейшее, он никогда не терял друзей. А это уже больше чем характер, это — божий дар.
Во многих семьях он был не просто капелланом, он был другом. Об этом свидетельствует переписка поэта. Но в тот же время Петрарка уважал и часа одинокости. Одинокость была его естественном залогом, возможностью ощутить внутреннюю свободу. А свобода была для него еще и возможностью свободно относиться к окружающему миру.
Итак, красота и искренность человеческих чувств — это не просто ведущая мысль лирики Петрарки. Это мировосприятие свободного человека.
Даже в первом своем стихе Франческо Петрарка на первый план ставит искренность человеческих чувств.
Но наиболее полно раскрываются человеческие чувства в произведениях «Книги песен». Это своеобразная поэтическая исповедь зрелого человека. Тема «Книги песен» — юношеская любовь, высокая, чистое, но боязливое и неразделенное. Автор надеется на понимание читателя, надеется вызвать сочувствие.
Автор и герой в «Книге песен» объединены слияниям лирического «я», хотя между ними существует определенное расстояние. Для восприятия «Книги песен» это расстояние необходимое, ведь Петрарка упоминает бывшая любовь. «Книга песен» — это книга воспоминаний, датированных самым автором, поэтому произведения и пронизаны легкой грустью:
«Меня Любовь маяла двадцать лет,
Но я был бодр в огне и весел в боли;
Когда же ушла мадонна из юдоли —
Десятый год душе покоя нет».
Но ни Лаура, ни любовь Петрарки не знают развития. Время двигается мимо них, и любовь не имеет истории. Образ Лауры есть новаторским в литературе того времени, ведь автор изобразил живую реальную женщину. И основным в освещении ее образа не стали бытовые детали, так как Лаура раскрывается через внутренний мир поэта, через восприятие им окружающей действительности.
Родник журчит, звенит листвою ветка,
Я слышу голос госпожи моей,
И ей лесная подражает птица.
Красота и искренность человеческих чувств в лирике Петрарки достигается еще и близостью к народным средневековым песням. Используя их язык, сравнение, метафоры, Петрарка воссоздал образ новых взаимоотношений человека и окружающего, земного мира, человека и природы.
Благословенный день, месяц, лета, время
И миг, когда мой взор то очи встретил!
Благословенный тот край и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз.
В произведениях Петрарки полностью отсутствующий средневековый аскетизм, а внутренний конфликт чувств не перерастает в конфликт с действительностью, так как поэт оценивает и жизнь, и собственные ощущения с точки зрения земного человека.
«Книга песен» — первая в истории европейской поэзии сборник, где обусловлено внутреннее единство лирических произведений. Каждый сонет можно рассматривать и как отдельное произведение, и как часть одной большой целостности, преисполненной нового понимания любви, природы и общества, характерного для нового человека Возрождения.