Выдающийся поэт и критик Шарль Перро

Выдающийся поэт и критик Шарль Перро, в наше время известный главным образом как один из основоположников жанра литературной сказки, родился в семье чиновника и получил юридическое образование. Став влиятельным сановником, Перро сочетал свои придворные обязанности с разнообразной литературной деятельностью.
В 1694 году Перро издал три сказки в стихах: “Гризельда”, “Потешные желания” и “Ослиная кожа”. Две последние сказки Перро позже пересказал в прозе. Славу Перро принес сборник “Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями” (1697), куда входило первоначально восемь сказок. Позже Перро добавил еще три стихотворные сказки. Для Перро обращение к национальному фольклору не было случайностью. Он не только вел полемику с представителями классицизма, но и возглавлял литературную борьбу с ним. В своем труде “Параллель между древними и новыми.” (1688-1697) Перро утверждал необходимость отказаться от канонов классицизма и вводить в литературу новый, свежий, близкий народу материал. Он противопоставил национальные сказки античным сюжетам. В предисловии к своим сказкам Перро подчеркивал, что его источником были сказки, “которые наши предки сочиняли для своих детей”. Высокая мораль этих сказок доходит до сознания, “глубоко западает в душу детей”,- писал Ш. Перро.
В большой мере Перро сохранил

в сказках черты народной жизни, отраженной в фольклоре. Вспомним, как трудно было дровосеку в сказке “Мальчик с пальчик” прокормить свою семью, особенно в тяжелый голодный год, или бытовые детали в “Красной Шапочке” и др. Герои Перро наделены теми чертами характера, которые так ценит народ: трудолюбием, находчивостью, великодушием. Чванству, зазнайству, жестокости противопоставляется скромность, доброта. Перро удалось сохранить поэтичность народной французской сказки, особое ее изящество, иронию, юмор. По словам И. С. Тургенева, “.в них еще чувствуется веяние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь непонятно-чудесного и обыденно-простого, возвышенного и забавного, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла”.
Однако как ни близки сказки Перро народному творчеству, у них есть спои особенности. Перро хотел сделать именно эти, народные, сказки интересными для “высшего общества”, ввести их в чтение аристократических салонов. Это, в одних сказках больше, в других меньше, повлияло на самую манеру рассказа, на некоторую его “претенциозность”, на характер отдельных, то с юмором, то с иронией введенных деталей, наконец, на особенность “нравоучений”, которыми Перро заканчивает каждую сказку. Бытовые подробности жизни аристократии, шутливое переплетение разных стилей воспринимаются как забавная утонченная игра, шутка. В “Ослиной коже” фея Сирена рассказывает историю инфанты “с бесконечным изяществом”. К этому стремится и сам Перро.
Например, в “Спящей красавице” король с королевой, огорченные тем, что у них не было детей, ездили на всякие целебные воды, давали обеты, совершали паломничества. А влюбленный принц, поднимая спящую красавицу, “поостерегся ей сказать, что платье у нее как у его бабушки, и что у нее высокий воротник, какие носили при короле Генрихе IV”. В России сказки Ш. Перро впервые были изданы в 1768 году и назывались “Сказки о волшебницах с нравоучениями”. Под редакцией И. С. Тургенева они вышли в 1866 году (без нравоучений). В наше время они также выходят без нравоучений.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Процесс обучения.
Сейчас вы читаете: Выдающийся поэт и критик Шарль Перро