СИНЯЯ БОРОДА (фр. La Barbe-Bleue) — герой сказки Ш. Перро «Синяя Борода» (1697). Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать героем детской сказки убийцу-маньяка. К тому же его образ дается весьма обобщенно, мотивировка поступков практически отсутствует, и в результате перед читателем предстает некий фантом, окутанный тайной. Шевалье С. Б. живет в красивом замке, принимает гостей, имеет репутацию радушного хозяина. Настораживает то, что он часто женится, а его жены странным образом исчезают,
причем, никто толком не знает, что же с ними происходит. И вот С. Б., в очередной раз оказавшись холостяком, принимается искать новую жену. Но невесты ему отказывают. К тому же у героя борода в самом деле синяя, что далеко не каждой девушке может понравиться. И все-таки находится одна, которая готова бросить вызов судьбе и рискнуть. Сначала все идет хорошо, но однажды С. Б. сообщает жене, что должен уехать. Он передает ей ключи от всех комнат в замке, предупреждая, что в одну комнату, которая находится в подвале, она входить не должна, чем возбуждает ее любопытство. Проникнув в запретную комнату, жена С. Б. обнаруживает трупы
своих предшественниц в лужах крови. От ужаса она роняет ключ, и он оказывается испачканным кровью. Пятно стереть не удается, из чего С. Б. делает заключение, что и новая жена нарушила запрет. Он намерен поступить с ней так же, как и с другими женами. Но на этот раз ему не удается выполнить свое намерение. Молодая женщина проявила хитрость и сумела вызвать своих братьев, которые покончили с С. Б. История героя, которая так мало похожа на сказку, не объясняет, кто он, этот маньяк-женоненавистник, и что стоит за его преступлениями. Тема С. Б. неоднократно возникала в произведениях искусства и литературы. М. Ме-терлинк написал пьесу «Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение» (1897), композитор Балла Барток — оперу «Замок герцога Синяя Борода» (1918), а Людвиг Тик — веселую комедию «Кавалер Синяя Борода» (1797) и т. д. Всякий раз предпринимались попытки объяснить странное поведение героя, иногда — вполне серьезные, иногда — довольно ироничные, но неизменно будоражащие воображение.