Фольклор и его роль в поэме Николая Некрасова «Мороз Красный нос»
Ворчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю.
Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно-поэтической лексики, но тема ее —
Если обратить внимание на язык поэмы, то мы заметим большое количество слов, характерных для народной поэзии. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ноженьки, спинушка, Саврасушка, зимушка, Дарьюшка, дубровушка, подруженьки, скотинушка:
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет.
Функция подобных слов в фольклоре не уменьшительная:
С формально-содержательной стороны в поэме можно выделить такие отсылающие к фольклору моменты, как описание детской игры, свадебного обряда, плач по покойнику.
Некрасов был знаком с тяжелым патриархальным семейным бытом крестьян, прекрасно знал тяжкую долю женщины: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына раба», «до гроба рабу покоряться». Но семья Прокла и Дарьи была иной, жену и мужа связывали и любовь, и крепкая дружба. Поэтому поэт рисует нам счастливые моменты, игры детей, размышления родителей об их будущем. Красавица-девочка Маша всегда становится маковкой в народной игре «Сеять мак»:
Голубчик! красавицу нашу
Весной в хороводе опять
Подхватят подруженьки Машу
И станут на ручках качать!
Жизнь Прокла и Дарьи, несмотря на необходимость тяжкого повседневного труда, складывалась хорошо, поэтому они мечтали о счастливой семье и для своего сына Гриши, не допускали мысли о том, что свадьба его будет нерадостной. Некрасов знал, что пышные обряды, изображавшиеся в свадебных обрядовых песнях, призваны затушевывать нищенскую жизнь крестьян и в большинстве своих произведений он развенчивал ритуал, переводил его в реалистический бытовой план, но своих героев Дарью и Прокла он не лишил светлых мечтаний:
Чу, бубенцы говорят!
Поезд вернулся назад,
Выйди навстречу проворно —
Пава-невеста, соколик-жених! —
Сыпь на них хлебные зерна,
Хмелем осыпь молодых!.
Настоящим народным плачем провожают родные Прокла в последний путь. Здесь фольклорная образность: «береза в лесу без вершины — хозяйка без мужа в дому», фольклорная структура: к Проклу обращаются: «Голубчик ты наш сизокрылый!», хвалят его за то, что был работником и хлебосолом, сравнивают с соколом, перечисляют горести, которые ждут их без него и, наконец, призывают его встать из гроба, обещают устроить пир в его честь. Все это обязательные элементы обрядового плача по покойнику. И разве можно еще более ярко выразить человеческое горе?
Следом за плачем мы видим, как везут покойника к могиле. Мать Прокла разговаривает с конем Савраской, как с человеком, членом семьи. Это тоже примета фольклорных песен, идущая опять-таки от самого уклада народной жизни. В крестьянской семье если и была лошадка, то одна, и заботились о ней не меньше, чем о детях, уважали ее, холили: она подмога, подспорье в любой работе.
Но поэт использует фольклор не только для достоверного воссоздания народной жизни, не только для иллюстрации, он и спорит с ним. Главный спор ведется на идейном уровне и отражается в эпизоде с Морозом-воеводой. Дарья ведет себя, как положено героине сказки: на вопросы Мороза она покорно отвечает, что ей тепло. Но Мороз-воевода оказывается вовсе не добрым сказочным Морозкой, который должен наделить женщину подарками за ее стойкость. Некрасов развенчивает сказку. Его Дарья не просто замерзает и в полузабытьи представляет себе Мороза, эта мистическая сила появляется, будто на самом деле, воплощая в себе всю несправедливость народной жизни, все тяготы, выпавшие на долю женщины и погубившие ее.
Так мы видим, что поэт широко использует фольклор, но не просто вставляя его элементы, а вплетая их в саму идейную структуру своего текста. Фольклор в его поэме органичен, он сообщает ей сам дух народной поэзии.