Связь идейной проблематики лирики М. Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»
Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни. Почти в каждом лирическом произведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос. Уже в ранний период творчества поэта волнует проблема свободы. Его представление о свободе менялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят поэтическую окраску, свобода понимается в них как вольность. Примером может служить стихотворение «Новгород». Древнерусский город выступает здесь как символ демократического устройства России. Обращаясь к декабристам,
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит.
В период более позднего творчества поэт воспринимает свободу как освобождение от светского общества. Этому посвящено стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен.». Автор говорит о бездушии и лживости высшего света:
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.
Поэт стремится уйти от этих людей и мечтает перенестись в мир детства. Он вспоминает «высокий барский дом», «сад с разрушенной теплицей», тенистый пруд, тенистую аллею. Интересно, что для
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Парус, символ мятежности, вызова судьбе, — важнейший образ в творчестве Лермонтова. Вспомним хотя бы запись в дневнике Печорина: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига. он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце. и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там. желанный парус.» Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал. Одинок и сам Лермонтов, бросивший вызов судьбе своим творчеством. Уже в раннем стихотворении «Парус» поэт говорит о своем одиночестве, сравнивая свою жизнь в светском обществе с одиноким парусом в бушующем море. Но мятежный дух его «ищет» этой бури, ему не нужен покой, он вечный странник в поисках действия.
Мотив странничества характерен для многих произведений Лермонтова. В романе одиноким странником выступает и сам автор, и его герой. Печорин, как и «парус» Лермонтова, путешествует без цели, сам не сознавая того, «он счастия не ищет и не от счастия бежит». Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не находит себе применения. Его жизнь — «ровный путь без цели», за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению. Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом; Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества. Он говорит: «Я люблю врагов, только не по-христиански». Однако он не предлагает ничего взамен существующей морали. Эту важную философскую проблему добра и зла Лермонтов поднимает и в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. Поэт, по мнению Лермонтова, обладает как добрым, так и злым началом. Об этом он прямо говорит в стихотворении «Мое грядущее в тумане.»:
К чему творец меня готовил.
Добра и зла он дал мне чашу,
Сказав: я жизнь твою украшу,
Ты будешь славен меж людей!
Лермонтов считал, что в его время поэзия должна быть прежде всего оружием, и доброе начало должно уступить место злому, поражающему пороки общества во имя конечной цели — добра.