«Мы сделались приятелями.» (Печорин и Вернер в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» печатался отдельными повестями в журнале «Отечественные записки» в течение 1840 года. Читатели все ждали появления обещанного героя, то есть личности, которая действительно совершит нечто героическое. Но писатель в предисловии объяснил своим читателям, что слово «герой» он использовал в этом произведении в значении: человек, наиболее полно отражающий современные нравственные принципы. «Герой нашего времени», милостивые государи, точно портрет, но не одного человека, это портрет,
Об особенностях изображения действительности автор в предисловии высказывается также весьма недвусмысленно: «История души человеческой. едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Следовательно, М. Ю. Лермонтов подчиняет все художественные особенности своего произведения задаче наиболее полного раскрытия «истории души» Григория Александровича Печорина. В том числе и систему образов романа. Каждый второстепенный персонаж
Печорин красив и аристократичен: «Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение. белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб. усы его и брови были черные — признак породы в человеке. немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза». Вернер же отнюдь не красавец: «Он был мал ростом и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна».
Печорин, дворянин по происхождению, занимал довольно высокое положение в светском обществе. Княгиня Лиговская, например, после знакомства с ним выяснила, что она дружна с «полудюжиной его тетушек». Доктор Вернер — обычный курортный врач, который лечит приехавших на воды аристократов и практикует в местном госпитале, возвращая в строй раненых на Кавказе солдат и офицеров.
Печорин обладает «сатанинской гордостью» и хотел бы, чтобы не скучать, облагодетельствовать целое человечество, а Вернер вполне доволен своим скромным положением и делом, которому он служит. Печорин пользуется успехом у женщин, вся история пребывания его на Кавказе включает целый список имен женщин, павших жертвой его чар: Бэла, Мери, Вера. А Вернер, по словам автора, хоть и «изучал все живые струны сердца человеческого. но никогда не умел он воспользоваться своим знанием».
Печорин довольно циничный молодой человек. Ему доставляет удовольствие манипулировать другими людьми: подчинить своей воле и влюбить в себя княжну Мери, довести до бешенства Грушницкого, по своей прихоти почти разрушить судьбу Веры. Он довольно равнодушен к страданиям своих жертв, хотя его и посещает минутное раскаяние, когда он понимает, что он причина несчастья окружающих. В минуту объяснения с Мери он уже был готов броситься к ее ногам и просить руки этой девушки, он рыдает, когда его конь пал и ему не удалось догнать уезжающую к мужу Веру. Но все это, с его точки зрения, минутные слабости, так как основной жизненный принцип его таков: «Да и какое мне дело до несчастий и бед человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».
Доктор Вернер, на первый взгляд, тоже весьма скептически настроен по отношению к окружающим людям. Автор пишет, что «у него был злой язык: под вывеской его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком». Его соперники, курортные доктора, даже рассказывали, что он рисует карикатуры на своих больных. Многие из них после этого отказались от услуг доктора.
Но при этом Печорин в своем журнале пишет, что он однажды видел, как Вернер плакал в госпитале над умирающим солдатом, которому ничем не мог помочь. В день дуэли с Грушницким доктор соглашается принять в ней участие, чтобы оказать помощь раненому или констатировать смерть и извлечь пулю из убитого. Тогда можно было бы все списать на горцев или несчастный случай. Вернер знает о подлых условиях дуэли, на которые согласился Грушницкий, знает о намерении Печорина наказать юнкера за это. Он совершенно был согласен с планом Григория Александровича, когда они его обсуждали. Но после смерти Грушницкого, сделав все, что обещал своему приятелю, доктор осудил его, вызвав у Печорина бурю эмоций: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже ободряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».
Если эти два героя так отличаются друг от друга, то почему же они «делались приятелями»? Скорее всего, причина в том, что Вернер по уму, образованности и широте взглядов является ровней Григорию Александровичу. Им интересно бывать вместе, все подвергать сомнению и осмеянию. Ради этого Печорин даже готов забыть о «низости» происхождения своего приятеля и смирить на некоторое время свое аристократическое высокомерие. Хоть Печорин и утверждает, что он к дружбе не способен, так как из двух друзей всегда один является рабом другого: «Повиноваться я не хочу и не могу, а повелевать — труд утомительный», но тем не менее и Григорий Александрович, и «все порядочные люди» вступились за доктора, когда его практике начали угрожать наветы конкурентов. А Вернер откровенно обеспокоен судьбой своего друга, когда Печорин принимает вызов Грушницкого и собирается встать под пулю с незаряженным пистолетом. Он несколько раз заклинает приятеля не делать этого, быть осторожнее.
Печорин и Вернер интересны друг другу и «сделались приятелями», наверное, еще и потому, что оба они отрицательно относятся к окружающему их «водяному обществу», состоящему из людей, подобных Грушницкому: не очень умных, занятых своей карьерой, своим положением в обществе, в общем, всем тем, «чем так счастлива самолюбивая посредственность». Ум Печорина и Вернера подвергает осмеянию правила жизни и хорошего тона, принятые в «водяном обществе» Пятигорска. Главный герой романа пишет о них в своем дневнике: «Они пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом, они играют и жалуются на скуку». Какая ирония заключена в этих строчках! Недюжинный ум раскрывается у этих героев в сравнении с людьми, которые их окружают, — мелкими и пошлыми, занятыми сплетнями, дрязгами, интригами друг против друга. Как выгодно отличаются Печорин и Вернер от этого слоя общества.
Такими увидел и изобразил людей одного с ним поколения М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Судьба Вернера остается нам неизвестна: мы прощаемся с ним, когда история княжны Мери была изложена до конца. Скорее всего, они с Печориным больше никогда не виделись. Судьба его приятеля более трагична: из за отсутствия цели в жизни, обусловленного воспитанием, средой и общественно политическими условиями жизни в России 30 х годов XIX века, Печорин так и не смог найти применения силам своей богатой натуры и, «возвращаясь из Персии, умер». «Силы этой богатой натуры остались без применения, а роман без конца», — напишет о судьбе одного из приятелей В. Г. Белинский.