Тема любви в прозе Куприна
А. И. Куприн — мастер художественного слова — подарил миру прекрасные произведения о непреходящих человеческих ценностях. Невозможно обойти такие произведения, как «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», в которых звучит тема возвышенной любви и женственности. Протестуя против пошлости и цинизма общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), забираясь в лесную
Истинная любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного и не только земного. Устами генерала Аносова писатель говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не должно основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
«Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И
Куприн показывает, что благородство чувств дается человеку от рождения. Свою любовь Желтков считает Божьим даром, поэтому и звучит молитвенное: «Да святится имя твое!». Красная роза, принесенная княгиней Верой Желткову, символизирует большую любовь, которая встречается только один раз на тысячу лет и которая прошла мимо княгини. Ушел из жизни человек, но любовь осталась, она слилась с бетховенской сонатой № 2. Под звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, ощущает чувство глубокой благодарности человеку, любовь которого к ней была поставлена выше самой жизни. Теперь Вера изменилась, она ощутила, что мимо нее прошла большая любовь. Бетховенская «Аппассионата» стала гимном святому и чистому человеческому чувству — чувству всепобеждающей любви.
Приятно купаться в лучах любви, согреваться ее лаской и теплом. Но прекраснее — дарить самого себя, свою душу любимому. Поэтому и плачет Вера Николаевна, слушая сонату Бетховена — завещание Желткова. Плачет потому, что не узнала, пропустила ту самую любовь, что бывает только раз в «тысячу лет», плачет потому, что понимает: именно ей такую любовь ощутить не суждено. Повесть Куприна учит, как сберечь человеческое уважение и доверие, как быть внимательным не только к собственным желаниям и собственной боли, как понимать не только себя, но и других, как уметь прощать. Итак, повесть » Гранатовый браслет» — подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Эта мысль получила воплощение в другой его повести — «Олеся».
События повести происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «дочерью природы» — полесской девушкой Олесей. Красота, яркое воображение, ум Олеси покорили сердце героя. Но свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Не понимает ее, несмотря на взаимную любовь, и Тимофей Иванович. Он не в состоянии разрушить мир «дочери природы» и свой собственный. Он понимает невозможность совместного счастья, понимает это и Олеся.
Наивная, очаровательная сказка любви заканчивается разлукой. И виной тому Иван Тимофеевич. Что хотел сказать Куприн, от чего предостеречь? Только вдали от цивилизации, от капиталистического общества можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства. Простой, бесхитростный подарок Олеси — бусы — символ ее чистого, естественного чувства,
Символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка, как огонек этой любви. Есть что-то общее между Олесиной ниткой красных бус и гранатовым браслетом, подаренным Желтковым княгине Вере.
Связь между повестями «Гранатовый браслет» и «Олеся» очевидна. Вместе они — гимн любви, гимн женщине, духовной, чистой и мудрой. Гимн возвышенному, первозданному чувству.