А. И. Куприн – мастер художественного слова – по­дарил миру прекрасные произведения о непреходящих человеческих ценностях. Невозможно обойти такие произведения, как “Суламифь”, “Олеся”, “Гранатовый браслет”, в которых звучит тема возвышенной любви и женственности. Протестуя против пошлости и циниз­ма общества, продажных чувств, “зоологических” про­явлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лес­ную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку влюбленного чиновника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (” Гранатовый браслет”).
Истинная любовь, по мысли Куприна, является осно­вой всего земного и не только земного. Устами генера­ла Аносова писатель говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не должно основываться на выгоде и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее ка­саться”.
“Молчать и гибнуть” – вот духовный обет влюбленно­го телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе свет, надежду, дает ему силы пе­реносить страдания любви. Смерть не страшит героя. Лю­бовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его над миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, ухо­дя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое!”. Кто же та, ради которой Желтков готов уйти из жизни? Это княгиня Вера. Куприн подчер­кивает, что за внешне аристократической строгостью ге­роини скрыта прекрасная, сильная душа, которая может раскрыться при определенных обстоятельствах. Слова Аносова о любви: настоящей и фальшивой, безответной и сильной, как смерть, жалкой и той, которая преодолевает все преграды, Вера поймет только после смерти Желткова. Гранатовый браслет, подаренный Вере Желтковым, символизирует не показное, но глубокое чувство. Образ гранатового браслета – образ любви: бедный чиновник отдает единственную ценную вещь, которую имеет. Этот браслет, как и любовь Желткова, не имеет внешней утон­ченности, но прячет в себе необыкновенную силу.
Куприн показывает, что благородство чувств дается человеку от рождения. Свою любовь Желтков считает Божьим даром, поэтому и звучит молитвенное: “Да свя­тится имя твое!”. Красная роза, принесенная княгиней Верой Желткову, символизирует большую любовь, ко­торая встречается только один раз на тысячу лет и ко­торая прошла мимо княгини. Ушел из жизни человек, но любовь осталась, она слилась с бетховенской сонатой № 2. Под звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное...

рождение в своей душе нового мира, ощущает чувство глубокой благодарности человеку, любовь которо­го к ней была поставлена выше самой жизни. Теперь Вера изменилась, она ощутила, что мимо нее прошла большая любовь. Бетховенская “Аппассионата” стала гимном святому и чистому человеческому чувству – чувству всепо­беждающей любви.
Приятно купаться в лучах любви, согреваться ее лас­кой и теплом. Но прекраснее – дарить самого себя, свою душу любимому. Поэтому и плачет Вера Николаевна, слушая сонату Бетховена – завещание Желткова. Пла­чет потому, что не узнала, пропустила ту самую любовь, что бывает только раз в “тысячу лет”, плачет потому, что понимает: именно ей такую любовь ощутить не суждено. Повесть Куприна учит, как сберечь человеческое уваже­ние и доверие, как быть внимательным не только к соб­ственным желаниям и собственной боли, как понимать не только себя, но и других, как уметь прощать. Итак, по­весть ” Гранатовый браслет” – подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, способных под­няться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Эта мысль получила воплощение в другой его повести – “Олеся”.
События повести происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повес­ти Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с “до­черью природы” – полесской девушкой Олесей. Красота, яркое воображение, ум Олеси покорили сердце героя. Но свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселя­нам, считающим ее колдуньей. Не понимает ее, несмотря на взаимную любовь, и Тимофей Иванович. Он не в состо­янии разрушить мир “дочери природы” и свой собствен­ный. Он понимает невозможность совместного счастья, понимает это и Олеся.
Наивная, очаровательная сказка любви заканчивает­ся разлукой. И виной тому Иван Тимофеевич. Что хотел сказать Куприн, от чего предостеречь? Только вдали от цивилизации, от капиталистического общества можно найти человека, способного любить бескорыстно, предан­но. Только в единении с природой, в сохранении естест­венности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства. Простой, бесхитростный подарок Оле­си – бусы – символ ее чистого, естественного чувства,
Символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка, как ого­нек этой любви. Есть что-то общее между Олесиной нит­кой красных бус и гранатовым браслетом, подаренным Желтковым княгине Вере.
Связь между повестями “Гранатовый браслет” и “Оле­ся” очевидна. Вместе они – гимн любви, гимн женщине, духовной, чистой и мудрой. Гимн возвышенному, перво­зданному чувству.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Тема любви в прозе Куприна