Тема любви в прозе А. И. Куприна. (На примере одного из рассказов.)
Всякая любовь — великое счастье,
Даже если она не разделена.
И. Бунин
Любовь всесильна, нет на земле
Ни горя — выше кары ее, ни счастья —
Выше наслаждения служить ей.
В. Шекспир
Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума,
То не любовь, а юности забава,
Нет у любви бесследно сгинуть права:
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек.
Мизами
Пожалуй, древнейшее и прекраснейшее чувство, возникшее на земле — любовь. Именно она дала начало всему человечеству, не
У каждого человека на этот счет свое мнение, особенно, как мне кажется, у людей искусства, в том числе и у писателей.
С любовью бескорыстной, не требующей награды, встречаемся мы в произведениях А. Куприна. Писатель считает, что любовь — не миг, а всепоглощающее чувство, способное продлиться значительное время. В » Гранатовом браслете» мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорилИ. Бунин: «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». Желтков просто любил, ничего не требуя взамен.
Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой ее вещью: забытым платком, программой художественно
Выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой.
Он желал только одного, чтобы ее нежные руки дотронулись до частички его души — листа бумаги. В знак своей пламенной
Любви Желтков дарит самое дорогое — гранатовый браслет. Но герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только!
Сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая
Любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием
Шеиным и Мирза — Булат — Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше, так как Василий Львович признает все его
Чувства, понимает все страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он
Внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладет на стол красный футляр с браслетом — ведет себя как истинный
Дворянин. Упоминание о власти Мирза — Булат — Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает, как власть может запретить ему любить.
Чувство героя воплощает все представление о настоящей любви, высказанное избранным общества Шеиных генералом Аносовым:
«Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость». Эта
Истина, сказанная «обломком старины» говорит нам о том, что обладать даром такой любви, «сильной, как смерть», смогут
Обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой. Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова.
» В шесть часов пришел почтальон», Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было
Проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нем горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, «и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу», наверное, себя он относил тоже к чему-то житейскому в ее жизни. В этих строчках письма прослеживается параллель с А. С. Пушкиным. Мне вспоминается:
Я Вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она Вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить Вас ничем.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как, дай Вам Бог любимой быть другим.
Не даром, Вера Николаевна, глядя на мертвого Желткова, сравнивает его с великими людьми: Наполеоном и Пушкиным. Так же, как Наполеон, герой обладал мечтой, сильной волей. Как эти великие люди, он мог любить. Вера Шеин поняла всю ту любовь, которую потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает ее. «Да святится имя твое» повторяется пять раз в ее сознании, как пять составных частей гранатового браслета.
А. Куприну очень многое не нравилось в реальном мире, его окружавшем, и он, как и многие, наверное, мечтал построить
Мир, где все было бы гармонично, прекрасно, где существовала бы такая бескорыстная, чистая, самоотверженная, не
Требующая награды, любовь, какую мы можем видеть во многих его произведениях, в том числе, и в «Гранатовом браслете».
Но, к сожалению, мне кажется, что в жизни такая любовь — сильная, светлая — встречается крайне редко. Именно поэтому
Автор решает, что один из героев должен умереть. Куприн, сохраняя традиции писателей XIX век, показывает нам «маленького человека», только не ущемленным в своих правах, а способным на глубокое, искреннее чувство. Куприн хотел вселить в нас надежду о существовании, когда-нибудь, в светлом будущем идеального мира, о реальности существования настоящей любви «дороже богатства» и «сильнее смерти». Я считаю, что такому художнику слова нужно быть благодарным хотя бы за мечту о такой любви.