«Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет» (К. Паустовский)
И. А. Куприн — один из «королей» русской прозы нашего века. Его произведения вряд ли когда-нибудь оставят читателя равнодушным и безучастным. Они пробуждают душу и затрагивают сердце. Особое место в творчестве Куприна занимает тема любви. Она предстает в его произведениях как великая и всепобеждающая власть над человеком. Степень ее влияния обусловлена именно высшим, природным началом, живущим в душе каждого человека.
Однако часто оригинальность купринской концепции жизни нередко воспри-нималась превратно. Писателя называли «певцом
Любовь до самоотречения и даже до самоуничтожения, готовность
Полное понимание пережитого приходит к Вере под звуки бетховенской сонаты №2, как бы донесшей его страдания, безысходность и вместе с тем счастье. Аносов говорил, что «любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. Никакие жизненные компромиссы не должны касаться ее». Такие чувства испытывал Желтков. Для него, жалкого канцелярского служащего, любовь стала самым важным и единственным смыслом жизни. Но она было безответное чувство. А замкнутая сама в себе такая любовь обладает лишь разрушительной силой. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, — пишет Желтков перед самоубийством предмету своего поклонения, — для меня вся жизнь заключается только в Вас». Это чувство вытесняет все остальные помыслы из сознания главного героя.
В «Гранатовом браслете» редчайший дар высокой любви становится «громадным счастьем». И тем непонятнее звучит призыв Тугановского обратиться к «помощи власти» жандармского полковника, чтобы призвать к порядку. любовь. С первых строк этого произведения наблюдается поэтапное увядание природы. Его можно заметить в грустном осеннем пейзаже, в «травянистом запахе» осени, в разбитых оставленных домах. И это не случайно. Вместе с изменением природы происходит угасание человеческой личности, ее окружающего мира. Желтков, словно одинокое дерево, теряет поздней осенью свою пеструю листву. Но уже не может больше возродиться.
Каждый из нас мечтает хотя бы ненадолго оказаться в объятиях этого высокого и томительного чувства — любви. Оно уравнивает всех людей, ставит всех людей на одну планку. Неважно кто ты: сапожник или дворянин, поэт или чиновник, солдат или командир. Перед этой стихией ты просто человек. Мы полны сочувствия к Желткову, ведь безответная любовь — тяжелая ноша. Но ведь именно в ней он видел смысл своей жизни, именно она подарила ему счастливые моменты. Значит, ему можно скорее позавидовать. Как часто мы можем сказать, что мы действительно любим человека, не требуя ничего взамен? Думаю, нет. Многие из нас живут по привычке, по установленному ранее графику, не замечая, что мимо них проходит настоящая любовь, одна на тысячу лет.