Композиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”

“Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как ” Старуху Изергиль” написал”, – признавался Горький Чехову. “Старуха Изергиль” удивительно выразительно и красочно говорит о сложных проблемах человеческого бытия.
Рассказ состоит из трех частей. На первом плане рассказчик, дающий с народных позиций оценку поведанным легендам и поступкам героев. Рядом с рассказчиком находится “проходящий”, с наслаждением внимающий прекрасным легендам. Он отодвинут на задний план. Его точка зрения не выражена в рассказе ни прямо,

ни косвенно. Ощущается стремление писателя не вмешиваться н течение мысли своих персонажей, предоставить им возможность думать и действовать по внутренней логике их натуры. Внимание “проходящего” к рассказчику (в данном случае это старуха Изергиль) ограничивается лаконичными вопросами и ответами.
Исключительно важное место в “Старухе Изергиль” отведено пейзажу. Картины природы создают художественный, образный “пролог” к легендам, которые вскоре расскажет Изергиль. “Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”. Сказка переходит
в жизнь тенями Ларры. Начинается первая легенда об этом сыне орла и женщины. Ларра совершил преступление из крайне эгоистических побуждений и был наказан за это вечным одиночеством. Для человека нет страшнее наказания. Ларра решил идти против народа, хотел быть первым на земле, а стал последним, потому что обречен на одиночество. Мнил себя свободным, гордым, а сам “вился” около людей, не мог без них жить, просил у них смерти. И жизни ему нет, и “смерть не улыбается ему”. Так и превратился Ларра в тень. Этой легендой Горький опровергал идеи Ницше, утверждавшего, что сильной личности, стоящей над толпой, дозволено даже преступление.
После рассказа о Ларре Изергиль вспоминает о своей молодости. Теперь она не просто рассказчик, а герой рассказа, раскрывающий, как на исповеди, свою душу. Ларра не познал счастья любви. Изергиль любила и была любима. Из-за нее дрались и разорялись. Избранниками Изергиль могли быть только смелые и гордые люди, способные на подвиг. Так появляется в рассказе главная тема – человеческого подвига. “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”, – говорит Изергиль. Она способна на самопожертвование, ей хочется оставить след в этой жизни. Именно такая женщина, преклоняющаяся перед героизмом, и должна была рассказывать легенду о Данко.
Этой легенде тоже предшествует пейзаж, соединяющий сказку с реальностью. В степи появляются “странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”, и старуха Изергиль говорит, что это “искры от горящего сердца Данко”. Во всей мировой литературе нет прекраснее образа, чем Данко, который нашел в себе мужество вывести людей из мрака. Враждебные человеку силы природы и легенде создают целостный образ зла. Деревья подобны великанам, плотно обнявшим друг друга, чтобы не пропустить человека, они стоят молча и неподвижно, а ночью еще плотнее сдвигаются. В одиночку таких мощных враждебных сил не победить. Но и толпа ничего не может сделать. Нужен ведущий – им становится
Люди пошли за ним, но путь оказался очень трудным, и они, утомленные, пали духом. Однако признаться в собственном бессилии было стыдно, и тогда люди обрушили свой гнев на человека, который шел впереди всех.
Данко освещает дорогу людям вырванным из груди горящим сердцем, факелом великой любви к людям. И тьма расступилась. Люди спасены. Композиционно “красивая сказка” о Данко построена по принципу “кольца”: она начинается с голубых искр, ими и кончается. Кто-то наступил на гордое сердце ногой, и “оно, рассыпавшись в искры, угасло.” Романтизм Горького никогда не был отвлеченным. Он связан с реальной жизнью, прославляет беззаветность героизма, зовет нас к подвигу.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Katherine mansfield sixpence.
Сейчас вы читаете: Композиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”