Несомненно, что тот смех, который мы называем «гоголевским», появился задол­го до появления на свет произведений это­го писателя: в комедии Фонвизина, в бас­нях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в описании представителей фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же сме­ялся Гоголь? Он смеялся не над монархи­ей, не над церковью и даже не над крепо­стным правом. Гоголь смеялся над челове­ческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупос­тью людей, лишивших себя духовных инте­ресов, ценностей и идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положи­тельных героев. Писатель искренне стре­мился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение по­шлости русской жизни. «Изобрази я кар­тинных извергов, мне бы простили, но по­шлости мне не простили. Русского челове­ка испугала его ничтожность.» — писал Гоголь.
Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя по­мнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись по сей день Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. Герои поэмы «Мертвые души», созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам «знакомыми незнакомцами».
Портретную галерею этого произведе­ния открывает Манилов. Он по натуре об­ходителен, добр, вежлив, но все это при­няло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не принес пользы. Ни великих, ни даже малых дел от Манило­ва и ему подобных ждать нельзя.
Гоголь разоблачил явление «маниловщи­ны», характеризующее чиновничество Рос­сии. Слово «маниловщина» стало нарица­тельным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разу­чились трудиться — они пьянствуют, раз­гильдяйничают. Долг помещика — органи­зовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. «Маниловщина» больше са­мого Манилова. «Маниловщина», если ее рассматривать не только как общечелове­ческое явление, а как явление определен­ной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю Рос­сии. Провинциальный помещик Манилов подражал «первому помещику России» — Николаю I и его окружению. Гоголь изобра­зил «маниловщину» верхов через ее отраже­ние в провинциальной среде. «Маниловщи­на» Николая I и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столь­ко Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью», — писал академик Д. С. Лихачев. Часто и в нашей повседневной жизни мы встречаем людей, подобных Манилову; именно поэтому этот герой кажется нам «знакомым незнакомцем».
Следом за Маниловым Гоголь показыва­ет Коробочку, одну из «тех матушек, не­больших помещиц, которые плачутся на не­урожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, разме­щенные по ящикам комодов». Коробочка не претендует на высокую культуру, как Мани­лов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хо­зяйства. Чичиков называет Коробочку «ду­бинноголовой». Это меткое определение полностью характеризует психологию по­мещицы. Согласитесь, что в жизни такие люди встречаются очень часто. Только в на­ше время они превратились в жестоко­сердных и жадных, стремящихся к накопи­тельству и жалеющих пожертвовать не­сколько грошей нищему.
Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его интересуют только пьяный разгул, буй­ное веселье, карточная игра. В присутст­вии Ноздрева ни одно общество не обхо­дилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «ис­торическим человеком». Болтовня, хвас­товство, вранье — самые типичные его черты. По оценке Чичикова, Ноздрев...

— «человек-дрянь». Он держит себя развяз­но, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, занят хозяйственной деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни — это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?
Героем, как бы венчающим галерею гу­бернских помещиков, является Плюшкин. «Прореха на человечестве» — так называ­ет его Гоголь. Именно в этом человеке ме­лочность, ничтожность и пошлость дости­гают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюш­кина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он ви­дел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение, но это движение распада, тления. Как же страшен этот че­ловек! И как страшно то, что в современ­ной действительности есть и такие люди, только предстающие перед нами в не­сколько другом обличье. И его тоже можно назвать «знакомым незнакомцем».
Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне дея­тельностью, активностью. Это фигура предпринимателя — новая в русской лите­ратуре. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в лю­бой ситуации. Отец дал своему отпрыску совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявля­ет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ори­ентируется в любой ситуации, всех оча­ровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других заслуживает определения «знакомый незнакомец», ведь и сейчас жизненной философией многих наших «предпринимателей» стал лозунг: «Заце­пил — поволок, сорвалось — не спраши­вай». Многие считают, если «прямой до­рогой не возьмешь», то «косой дорогой больше напрямик».
Да и вообще, творчество Гоголя представ­ляется нам как галерея «знакомых незна­комцев». Вспомним Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий оты­щет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться», — писал сам Гоголь.
Все герои гоголевских произведений ка­жутся нам «знакомыми незнакомцами». Это происходит потому, что в нашей ре­альной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, на них воспитываются. В нашей стране произошли большие перемены, заново пе­реосмысливаются общечеловеческие цен­ности, но идеи Гоголя-пророка современ­ны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность людей и моральные качества, которые, бесспор­но, присущи нам всем и по сей день.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Почему герои Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»