Почему герои Гоголя кажутся нам “знакомыми незнакомцами”

Несомненно, что тот смех, который мы называем “гоголевским”, появился задол­го до появления на свет произведений это­го писателя: в комедии Фонвизина, в бас­нях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в описании представителей фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же сме­ялся Гоголь? Он смеялся не над монархи­ей, не над церковью и даже не над крепо­стным правом. Гоголь смеялся над челове­ческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупос­тью людей, лишивших себя духовных инте­ресов, ценностей и идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положи­тельных героев. Писатель искренне стре­мился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение по­шлости русской жизни. “Изобрази я кар­тинных извергов, мне бы простили, но по­шлости мне не простили. Русского челове­ка испугала его ничтожность.” – писал Гоголь.
Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя по­мнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись по сей день Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. Герои поэмы “Мертвые души”, созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам “знакомыми незнакомцами”.
Портретную галерею этого произведе­ния открывает Манилов. Он

по натуре об­ходителен, добр, вежлив, но все это при­няло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не принес пользы. Ни великих, ни даже малых дел от Манило­ва и ему подобных ждать нельзя.
Гоголь разоблачил явление “маниловщи­ны”, характеризующее чиновничество Рос­сии. Слово “маниловщина” стало нарица­тельным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разу­чились трудиться – они пьянствуют, раз­гильдяйничают. Долг помещика – органи­зовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. “Маниловщина” больше са­мого Манилова. “Маниловщина”, если ее рассматривать не только как общечелове­ческое явление, а как явление определен­ной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю Рос­сии. Провинциальный помещик Манилов подражал “первому помещику России” – Николаю I и его окружению. Гоголь изобра­зил “маниловщину” верхов через ее отраже­ние в провинциальной среде. “Маниловщи­на” Николая I и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столь­ко Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью”, – писал академик Д. С. Лихачев. Часто и в нашей повседневной жизни мы встречаем людей, подобных Манилову; именно поэтому этот герой кажется нам “знакомым незнакомцем”.
Следом за Маниловым Гоголь показыва­ет Коробочку, одну из “тех матушек, не­больших помещиц, которые плачутся на не­урожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, разме­щенные по ящикам комодов”. Коробочка не претендует на высокую культуру, как Мани­лов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хо­зяйства. Чичиков называет Коробочку “ду­бинноголовой”. Это меткое определение полностью характеризует психологию по­мещицы. Согласитесь, что в жизни такие люди встречаются очень часто. Только в на­ше время они превратились в жестоко­сердных и жадных, стремящихся к накопи­тельству и жалеющих пожертвовать не­сколько грошей нищему.
Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его интересуют только пьяный разгул, буй­ное веселье, карточная игра. В присутст­вии Ноздрева ни одно общество не обхо­дилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева “ис­торическим человеком”. Болтовня, хвас­товство, вранье – самые типичные его черты. По оценке Чичикова, Ноздрев – “человек-дрянь”. Он держит себя развяз­но, нагло и имеет “страстишку нагадить ближнему”.
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, занят хозяйственной деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого “омедведила” система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни – это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?
Героем, как бы венчающим галерею гу­бернских помещиков, является Плюшкин. “Прореха на человечестве” – так называ­ет его Гоголь. Именно в этом человеке ме­лочность, ничтожность и пошлость дости­гают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюш­кина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он ви­дел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение, но это движение распада, тления. Как же страшен этот че­ловек! И как страшно то, что в современ­ной действительности есть и такие люди, только предстающие перед нами в не­сколько другом обличье. И его тоже можно назвать “знакомым незнакомцем”.
Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне дея­тельностью, активностью. Это фигура предпринимателя – новая в русской лите­ратуре. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в лю­бой ситуации. Отец дал своему отпрыску совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявля­ет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ори­ентируется в любой ситуации, всех оча­ровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других заслуживает определения “знакомый незнакомец”, ведь и сейчас жизненной философией многих наших “предпринимателей” стал лозунг: “Заце­пил – поволок, сорвалось – не спраши­вай”. Многие считают, если “прямой до­рогой не возьмешь”, то “косой дорогой больше напрямик”.
Да и вообще, творчество Гоголя представ­ляется нам как галерея “знакомых незна­комцев”. Вспомним Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? “Пусть всякий оты­щет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться”, – писал сам Гоголь.
Все герои гоголевских произведений ка­жутся нам “знакомыми незнакомцами”. Это происходит потому, что в нашей ре­альной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, на них воспитываются. В нашей стране произошли большие перемены, заново пе­реосмысливаются общечеловеческие цен­ности, но идеи Гоголя-пророка современ­ны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность людей и моральные качества, которые, бесспор­но, присущи нам всем и по сей день.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Пестрая лента характеристика.
Сейчас вы читаете: Почему герои Гоголя кажутся нам “знакомыми незнакомцами”