Эмпедокл — характеристика литературного героя

ЭМПЕДОКЛ (нем. Empedokles) — герой трагедии Ф. Гельдерлина «Смерть Эмпедокла» (1797-1800). Образ Э. Гельдерлин заимствовал из легенды Диогена Лаэртского, по которой исторически существовавший древнеэл-линский философ V»Шв. до н. э. бросился в кратер Этны, чтобы «укрепить молву, будто он сделался богом». Э. в трагедии кончает с собой по иным мотивам, пережив мгновение триумфа, опасаясь, что такое мгновение, высшее в его жизни, больше ему не суждено будет пережить. Э. — один из первых романтических героев немецкой драматургии, бунтарь, мятежник,

наделенный чертами сверхчеловека; предтеча таких романтических персонажей, как Прометей Шелли и Манфред Байрона. Жители Агригента воздают Э. заслуженную хвалу — он действительно «кормчий царственный», практик и чародей, ученый и философ, умеющий укрощать ветер и излечивать людей, подлинный вождь, знающий себе цену. Но постепенно в отношениях Э. с людьми образуется трещина: герой вступает в конфликт с властями, со жрецом и архонтом. Э. счел себя избранником, равным богам, он чрезмерно уверовал в себя, в свою силу и могущество, стал почти презирать тех, кого благодетельствует, для кого возвышается. Итог самообожествления
печален: Э. изгоняют из города. Когда неожиданно сограждане прощают Э., когда его вновь славят и готовы увенчать царской короной, дав ему истинную власть, герой решает уйти из жизни. Предсмертный монолог Э. — это утопическая картина грядущего гармоничного общества в духе античной демократии и Руссо. Гельдерлин не закончил трагедию, оставив несколько редакций, но образ Э. в каждой из них неизменен. Сценической истории трагедия не имела — лишь в середине 70-х гг. сценическую версию предложил немецкий режиссер К. М.Грюбер, поставив спектакль «Эмпедокл, играем Гельдерлина», где в роли эллинского философа выступил Бруно Ганц.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Эмпедокл — характеристика литературного героя