ЭТЕОКЛ — герой трагедии Эсхила «Семеро против Фив» (467 до н. э.), трагедии Еврипида «Финикиянки» (409 до н. э.), трагедии Сенеки «Финикиянки» (ок. 60 н. э.; сохранилась не полностью), поэмы Стация «Фиваида» (начата в 80 н. э.). Образ Э. восходит к древнегреческим мифам фиванского цикла, обработанным в недошедших до нас эпических поэмах. Э., как и его брат Полиник,- сыновья Эдипа от кровосмесительного брака с собственной матерью Иокастой. Проклятые отцом, Э. и Полиник боролись за царскую власть в Фивах, оставленных Эдипом. В трагедии Эсхила
Э. изображен самоотверженным защитником Фив от осадивших город чужеземных полчищ, которые привел под стены города его брат. Э. осознает тяжесть отцовского проклятия и принимает решение вступить в единоборство с братом, не страшась не только верной смерти, но и риска осквернить себя братоубийством. Уговоры хора не останавливают Э. Братья убивают друг друга, но Фивы оказываются спасенными. В трагедии «Финикиянки» Еврипид изображает Э. с меньшей симпатией. Трагедия рассказывает о том, как Э. вместе с Полиииком заточили ослепившего себя отца в темницу, а затем Э. нарушил соглашение с Полиииком о том, что они будут царствовать
в Фивах по очереди, и по истечении отведенного ему года не уступил власть брату. Когда Полиник пришел с войском, Э. не внял увещеваниям матери Иокасты, пытавшейся примирить братьев, и вступил с Полиником в перебранку, а затем дал распоряжение лишить Полиника погребения, если он будет убит. В смертельный поединок с братом Э. вступает уже после того, как фиванцы отразили натиск врага; гибель братьев толкает на самоубийство их мать Иокасту. Сенека изображает Э. циничным властолюбцем, а Стаций приписывает Э. еще и трусость, так что вырисовывается отчетливая тенденция постепенного снижения образа Э.