Мир природы в лирике С. А. Есенина

Мировосприятие С. А. Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа – не только “колыбель”, но и поэтическая “школа” Есенина. Она – душа его стихов. Это – источник, питающий лирические чувства поэта.
“Какая радость пришла в русскую поэзию!”- так писал С. Городецкий, прочтя первые юношеские пейзажные стихи Есенина. И он был прав. Природа в ранних стихах звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами, ослепляет радужным многоцветьем. Лирика

наполнена сочными и необычными метафорами: “осень – рыжая кобыла”, “яблоки зари”, “небесное коромысло”, “пряжа солнечных дней”. Эти пейзажные зарисовки трогательны и хрупки.
Почти во всех первых стихотворениях присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы, мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: “благовест ветра”, “закадили дымом”, “в елях – крылья херувима”, “под венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус”, “взванивают в четки ивы – кроткие монашки”, “под соломой – ризою выструги
стропил”. Деталями пейзажа часто становятся церкви, монастыри: “опять часовни на дороге и поминальные кресты”, “сенокос некошеный, лес да монастырь”. Эти мотивы пришли в лирику из слышанных в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания.
В более поздних стихах поэта пейзажные зачины и природные образы становятся частью лирической исповеди поэта. Природа впитывает “половодье чувств”, умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны “понятен мне земли глагол, Но не стряхну я муку эту”. Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы: “Подымайте вы, лунные лапы, Мою грусть в небеса ведром”. Гамма его настроений широка и пестра, ведь так пестра и противоречива русская жизнь.
Есенинская природа – единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: “Сыплет черемуха снегом”, “Как метель, черемуха машет рукавом”. Все дышит, живее, действует! Природный мир включает небо с солнцем, луной, звездам, закаты и рассветы, вьюги и бураны, косогоры и перелески. “Рыжий гусь”, “всадник унылый”, “желтый ворон кружит, вьется над землей”, “злат бугор” – это все о месяце, который “жеребенком запрягался в наши сани”. “Серебряный”, ” протяжен и глух”, “овсяный” – а это о ветре, который треплет “под облачной кущей золотую дугу”.
Земные пейзажи Есенина – это, в основном, среднерусская природа с ее скромностью и приглушенностью: “Вижу лес и вечернее полымя И обвитый крапивой плетень”, “Приютились к вербам сиротливо Избы деревень”, ” Буераки. .пеньки. косогоры обпечалили русскую ширь”, “топи да болота”, “резеда и риза кашки”, “неприглядная дорога”, “чахленькая местность”.Но эта бесприютность и серость дороже и ближе сердцу, чем яркая, экзотическая природа, описанная в “Персидских мотивах” и кавказских стихах. Хоть и красив восточный пейзаж, “он не лучше рязанских раздолий”, поэтому-то лирическому герою и пора “обратно ехать в Русь”.
Природа в наполнена звуками: “Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка”, звенит не только сосняк, звенит и рожь, в звуковых образах всплывают и цветовые: “в роще по березкам белый перезвон”, “А у низеньких околиц звонко чахнут тополя”. Основные цвета есенинских пейзажей – синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого все природная лирика поэта приобретает истинно русской, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: “О, Русь, малиновой поле И синь, упавшая а реку”, “Золотою лягушкой луна.”, “Синий подкосил цветок Золотой примял цветок”.
Есенин всегда был “поэтом золотой бревенчатой избы”, видимо, поэтому вся его природа – некая космическая деревня, огромное крестьянское хозяйство. “Под плугом бури ревет земля”, “отелившееся небо лижет красного телка” – так мог воспринимать мир лишь крестьянский сын. Но и позднее, когда “мечтатель сельский” превратился в “высококлассного поэта”, он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Наступление “железного гостя” – города на деревню воспринималось как опасность природному миру. В “Сорокоусте” борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
Есенинская природа населена зверями, добрыми и злыми, веселыми и безнадежно печальными. Новаторство С. Есенина в изображении животных в том, что, упоминая их в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом), он не ставит цель просто изобразить то или иное животное. Они, являясь частью окружения, превращаются в средство философского осмысления мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Ее образ занял в творчестве поэта большое место. В стихотворении “я обманывать себя не стану” поэт пишет :”В переулках каждая собака Знает мою легкую походку”, Средь людей я дружбы не имею, Я иному покорился царству. Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук.”. В этих строках выражена мысль автора о том, что животные чаще лучше людей, добрее, понятливей.
А. М. Горький писал, что Есенин – это “.орган, созданный.для выражения любви ко всему живому в мире”. Это действительно так. Творчество Есенина – гимн природному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества, ведь мы живем по законам природы. Хорошо, что есть поэзия Есенина, она помогает не уходить далеко от истоков




Память компьютера делится на.
Сейчас вы читаете: Мир природы в лирике С. А. Есенина