Разоблачение пороков в рассказах А. П. Чехова
Любая эпоха являет миру людей, отличающихся друг от друга не только политическими убеждениями, личными пристрастиями или культурными предпочтениями. Внутренний мир каждого человека является уникальным и неповторимым. И совершенно естественным кажется тот факт, что уровень нравственности, доброжелательности, духовного развития человека может разительно отличаться. Среди представителей социума в любые времена находились герои и злодеи, яркие личности и «серые мышки», законченные эгоисты и себялюбцы — и настоящие альтруисты пассионарии.
Для своего времени Антон Павлович Чехов стал настоящим открытием. Его резкий и острый, тонкий и ироничный слог заставлял многих современников изменить свое мнение о рассказе как о кратком, несерьезном жанре. Описывая быт и нравы своих современников, Чехов создавал настолько узнаваемые, характерные наброски характеров и судеб, что сложно было не задуматься о мотивах и причинах ситуаций и явлений, описанных им. Например, в рассказе «Хамелеон» подхалимство и чинопочитание, присущее большинству чиновников (и не только чиновников) того времени, проиллюстрировано автором емко и образно. Рассказ «Душечка» являет нам грустный и вместе с тем смехотворный образ дамы, готовой принимать любой образ за неимением своего собственного, полноценного внутреннего мира. Если человек не в состоянии заполнить свою жизнь чем то ярким, интересным, важным, своим собственным — в ней всегда будет место чужим убеждениям, увлечениям, принципам и правилам. Если у такого человека отнять чужие заботы и принципы (что в итоге и произошло с душечкой Ольгой, героиней рассказа), он моментально становится тусклым, неинтересным, скучным, пустым. И жизнь его наполняется смыслом только с появлением другого человека, заботами которого можно жить и тем самым расцвечивать свое собственное существование.
Приоткрывая перед читателем завесу над пороками человеческого общества, писатель использует «безотказный» инструментарий — иронию, сарказм, насмешку. Ведь уязвимость любого порока заключается в том, что он бессилен перед смехом — смех обезоруживает его, переводит из категории страшного в категорию жалкого. А бороться всегда легче с тем, что вызывает снисходительную усмешку.