“Особенный человек” как воплощение идеала автора (по роману Н. Г. Чернышевского “Что делать?”)

Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был создан в стенах Петропавловской крепости. От стал политическим завещанием писателя, обращенным к современности.
Необычное построение книги, двуплановость, обусловлено было необходимостью зашифровки. На первый план выдвигались проблемы любви, раскрепощения женщины, на второй – тема уничтожения классового неравенства, революционного переворота.
Писатель вскрывает пороки и мещанской среды, и аристократического общества.
Сложность, противоречивость человеческих переживаний отмечает

автор, характеризуя “новых людей”. Образы “обыкновенных” героев Чернышевский наделяет теми же качествами, какими обладает “особенный человек”: они мужественны, энергичны, умеют находить свое счастье в служении людям.
Рахметов, хотя ему и отведено в романе несколько страниц, – является важнейшим персонажем. “Революционерами 61-го года” называл таких людей вождь пролетариата. “Мало их, – писал Чернышевский о людях типа Рахметова, – но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы. Мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы.” Эти финальные
слова о людях рахметовского типа писатель произносит с благоговением, подчеркивая их необыкновенность (“букет в благородном вине”, “соль соли земли”).
Рассказывая о Рахметове, Чернышевский говорит недомолвками, последовательной его характеристики не дает. Однако он упоминает об “анафеме” родственников. Видимо, разрыв с дворянским родом произошел тогда, когда наследник сделал свой выбор: доставшиеся около четырехсот душ крестьян были отпущены на волю, земля (семь тысяч десятин) – передана народу.
Сын помещика, чтобы добиться расположения простых людей, стал есть то, что позволяли себе они, копал землю, ковал железо.
Суровое самоограничение в личной жизни, занятия физическим трудом – все это сближает его с простым народом. Не зря его прозвали Никитушкой ломовым, к нему тянется Маша.
Рахметов – редкой породы человек, “особенный” человек. Он готовит себя к жестоким испытаниям. Эта полная жертвенность постоянно подчеркивается Чернышевским. Глубокая душевная деликатность, забота о простых людях, умение шутить, смеяться, умение не быть “мрачным чудовищем” раскрывается в сцене объяснения Рахметова с Верой Павловной. Мы видим, что очень сдержанно оценивает наш герой значение мастерской Верочки, не хочет преувеличивать роли трудовых коллективов в процессе перехода к социализму.
Недоговоренность и загадочность образа Рахметова не только помогли писателю преодолеть цензурные преграды, но и привлекли к нему внимание читателей.
Пытаясь расшифровать замечание Чернышевского, что он знал лишь восемь человек рахметовского типа, в том числе и двух женщин, исследователи указывают Добролюбова, Михайлова, Обручева, Бахметьева, Сараковского, Николая или Александра Серно-Соловьевичей.
Думаю, что к людям рахметовского типа может быть отнесен и сам Н. Г. Чернышевский, хотя он из-за своей удивительной скромности отвергал такие предположения.
То, о чем в застенке Петропавловской крепости мечтал писатель, не потеряло своего значения. Вдохновенный призыв Чернышевского актуально звучит и сейчас: “.будущее светло и прекрасно, любите его, стремитесь к нему, работайте для него.”




List of polysemantic words.
Сейчас вы читаете: “Особенный человек” как воплощение идеала автора (по роману Н. Г. Чернышевского “Что делать?”)