Мои замечания о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать»
Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» не может быть глубоко осмыслен без опоры на эстетическую теорию Чернышевского. Эстетика — «философская дисциплина, изучающая мир эстетических явлений (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.) и художественную деятельность человека». В эстетической теории рассматриваются два относительно самостоятельных «круга проблем:
1) природа и своеобразие эстетических ценностей; их роль в жизни человека и в развитии общества; особенности эстетического
2) законы бытия, функционирования и развития искусства; отношение искусства к действительности и его внутренняя структура; многообразие конкретных форм художественной деятельности (видов, родов, жанров искусства) и ее исторических модификаций! (направлений, стилей, методов)».
Когда Чернышевский в 1853 г. писал диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», он «был уверен, что вместо старой, идеалистической эстетической теории он создает новую, материалистическую». «Теория искусства» Чернышевского
Чернышевский создает «совершенно новый раздел» в учении об искусстве, «в котором искусство рассматривается уже не как определенное проявление понятия прекрасного, а как самостоятельное явление, имеющее свою форму, свою «сферу» и свое назначение, причем характерно, что собственно эстетические вопросы о прекрасном, возвышенном, трагическом и комическом рассматриваются уже как «частные элементы, входящие в состав. содержания» искусства. Вот этот новый раздел, служащий продолжением линии Аристотеля — Лессинга в представлениях об искусстве, и является собственно «теорией искусства» Чернышевского».
«Отношения искусства к действительности и направления анализа их Чернышевским можно сформулировать следующим образом. Во-первых, это самое общее отношение искусства к действительности как ее воспроизведение, исследование образной формы искусства; во-вторых, отношение искусства к своему предмету, «общеинтересному», а вместе с тем поиски законов развития искусства вслед за изменением предмета; в-третьих, это искусство как приговор над изображаемым, над жизнью, то есть отношение искусства к обществу и общественным интересам; наконец, в-четвертых, искусство как «учебник жизни», то есть проблема его назначения».
Содержание и построение диссертации Чернышевского:
1) диссертация построена как система доказательств и опровержений: Чернышевский ставит тот или иной вопрос, касающийся искусства, излагает основные положения идеалистов по этому вопросу, опровергает эти положения, выдвигает свою точку зрения и обосновывает ее;
2) главные вопросы, которые рассматриваются в диссертации: отношение искусства к действительности, содержание искусства, задачи искусства, основные эстетические категории (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое).
Каждая глава, кроме шестой, делится на маленькие главки или разделы. Наиболее важные из них в идейном отношении озаглавлены: «Гамлетовское испытание», «Первый сон Верочки», «Похвальное слово Марье Алексееве», «Второй сон Веры Павловны», «Третий сон Веры Павловны», «Теоретический разговор», «Особенный человек», «Беседа с проницательным читателем и изгнание его», «Отступление о синих чулках», «Четвертый сон Веры Павловны», «Письмо Катерины Васильевны Полозовой». Расположение глав и подглавок и их названия свидетельствуют о том, что по цензурным условиям на первый план выдвинуты проблемы хотя и актуальные, но более или менее безопасные — проблемы любви, брака, раскрепощения женщины. Главная проблема — революционного переворота, уничтожения классового неравенства, построения социализма — дана как бы на втором плане.
Чернышевский во время заключения в Петропавловской крепости проделал большую умственную, архитектоническую работу, чтобы построить это изумительное здание. Но еще важнее его внутреннее построение, которое идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны.