Социалистический утопизм Н. Г. Чернышевского
Российский социалистический утопизм походил на французский Христианский социализм, представителями которого были Шарль Фурье и Клод Анри Сен-Симон. Их цель заключалась в том, чтобы создать общее благополучие, причем реформу провести так, чтобы кровь не была пролита. Они отказывались от идеи равенства и братства и считали, что общество должно строиться по принципу взаимной благодарности. Они утверждали необходимость иерархии: более способные должны занимать более высокие ступени, менее способные — менее высокие ступени. Но кто же будет
Если благодарность за людьми, разумный эгоизм лежит
Здесь Чернышевский выступает не как утопист. И в то же время существуют сны Веры Павловны как указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них — революция — условие восстановления. В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста — все равно цензура не пропустит, и в котором бы обнажилась главная идея романа. Наряду с этим есть образ младшей сестры-красавицы: невесты, обозначающий любовь, — равноправие, проявляющаяся богиней не только любви, но и наслаждения трудом, искусством, отдыхом. «Где-то на юге России, в пустынном месте, раскинулись богатые поля, луга, сады. Стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Всюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают». Между героями — идеальные человеческие отношения: везде следы счастья и достатка, о которых прежде и мечтать было нельзя. Вера Павловна в восторге от всего, что видит. Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье. Недаром в романе неоднократно возникают имена в той или иной форме, намеками.
В романе изображены только сельский труд и говорится о народе «вообще», очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение его плодов не может быть частичными, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Эта новая работа должна опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку изменить землю и всю свою жизнь. Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной христианской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами «старшей сестры», обращающегося к Вере Павловне со словами: «Ты знаешь будущее? Оно светлое и прекрасное. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести». Роман Н. Г. Чернышевского — это утопия. Но в XX веке и антиутопия — это не вымысел, это доведение существующих и прогрессирующих форм до крайней степени. Романы — антиутопии были написаны Замятиным («Мы») и Оруэллом («1984»). Они во многом сходны, и, прочитав их, мы понимаем, что необходимо что-то менять в обществе, невозможно, чтобы все дошло до того, что за тобой непрерывно следят глаза «Большого брата». Нельзя жить в стеклянных домах, но ведь это, может быть, случится при определенных условиях.