Размышления над лирикой Бунина

Нас всегда будет занимать тайна творчества Ивана Алексеевич Бунина. Почему его мысли, пережив многие капризы мод и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня? Почему вновь и вновь мы размышляем над строками его творений? Трудно в одном сочинении рассказать широко и полно все то, что нас занимает в многообразном творчестве великого русского писателя. Но все же нужно заметить, что постигая его, мы вместе с автором размышляем об идеалах добра, верности, красоты, “задумываемся о смысле жизни.
Основное построение лирики Бунина – элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. И пусть, по Бунину, это чувство грусти не что иное, как желание радости, естественное, здоровое чувство, но у него любая, самая радостная картина мира неизменно вызывает такое состояние души.
Я не знаю ни у кого из русских поэтов такого неотступного чувства возраста “лирического героя”, – он как бы не сводит глаз с песочных часов своей жизни, следя за необратимо убегающей струйкой времени. Все ценнейшее, сладчайшее в жизни он видит только тогда, когда оно становится воспоминанием минувшего:
И тебя так нежно я любил,
Как меня когда-то ты любила.
Все как было. Только жизнь прошла.
Правда, поэзии Бунина в высшей степени присуще стремление найти в мире “сочетание прекрасного и вечного”, обрести желанную непреходящесть,

укрепиться хотя бы в чувстве вселенского и, так сказать, всевременного единства жизни, слиться с этим единством, раствориться в круговороте природы, в смене бесконечной череды веков;
Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
Но весело бродить и знать, что все проходит,
Меж тем как счастье жить вовеки не умрет.
Смерть и любовь – неизменные мотивы бунинской поэзии. Любовь – причем любовь земная, телесная, человеческая – может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты, обманчивости и горечи жизни. Но любовь чаще всего непосредственно смыкается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью в своей краткости и обреченности.
К непреходящим ценностям относит Бунин и прелесть природы. Особыми чарами обладают его описания времен года со всеми неуловимыми оттенками света на стыках дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице и в доле.
Бунин – не просто мастер необычайно точных и тонких запечатлений природы. Он великий знаток “механизма” человеческой памяти.
По части красок, звуков, запахов, “всего того, – выражаясь словами Бунина, – чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей, деталей, оттенков:
Весна, Весна! И все ей радо:
Как в забытьи каком стоишь.
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Наиболее жизнестойкая часть стихотворной поэзии Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы:
Под застрехи ветер жесткий дует,
Сыплет снегом. Только он один

О тебе, родимый край тоскует
Посреди пустых твоих равнин!
Философская лирика проникает в пейзажную и преображает ее. Непременная принадлежность бунинских пейзажей – кладбище, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть за пределы человеческой очевидности,




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Аудіювання що це.
Сейчас вы читаете: Размышления над лирикой Бунина