Стихотворение И. А. Бунина «Вечер»
И. Бунин, И. Шмелев — российские литературные гиганты. Они уехали за рубеж от российской неразберихи, террора уже зрелыми писателями. В нобелевские лауреаты зарубежная общественность по литературе выбрала И. Бунина из них двоих, хотя по таланту и тематике творчества Шмелев не уступал. Оба одинаково талантливо славили свой народ и Россию. Показательно то, что прах Бунина недавно был перезахоронен в России. Многие считают его последователем Л. Толстого по воздействию на человека. Критики считают, что источником таланта Бунина была деревня
Первые публикации в печати появились в 1887 году, когда Бунину было 17 лет. По молодости они были слишком интимными стихами, как писали критики. Как у всех молодых авторов наблюдается в стихах подражательство, особенно Жуковскому. Но их отличало авторское раздумье и емкость короткой мысли. Для стихов характерна тютчевская
Посредством образов природы, ее теплого дыхания, божественной красоты, величия объясняется гармония мироощущения лирического героя, безусловное принятие мира и всего, что в нем происходит. Например, в стихотворении «Вечер» 1909 года:
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним.
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Поражает не только знание природы, красота которой неподвластна человеческому пониманию, но и наблюдательность поэта.
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Все-таки у Бунина нигде не встретишь декадентских завихрений, характерных для этих и более поздних лет. Слишком велики были поэтические фигуры прошлого, которых он считал учителями. Это стихотворение «Вечер» — о счастье. Оказывается — это сама природа, ее понимание, умение увидеть великое в малом:
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Этим стихотворением поэт призывает беречь природу, даже самую малую частицу:
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка.
И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
Основные качества стиха — простота и ясность, искренность и вдумчивость. Почерк Бунина-поэта — чеканный, четкий, рисунок — сжатый и сосредоточенный, манера — сдержанная, почти холодная. Его темы, язык, способы рифмовки лишены примет их резкого обновления, предпринятого символистами. «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое»,- писал Ю. Айхенвальд. Но было в ее строе и свое, особенное — миф о гармонии в природе, элегическая печаль об уходящей усадебной жизни; аромат знаменитых бунинских «антоновских яблок» веял и в поэтической строке. Как бы в противовес всеобъемлющим трагическим предчувствиям символистов, в противовес порой и своей собственной прозе, в стихах Бунин поет красоту, покой. Иван Алексеевич писал о себе: «Я все-таки. прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик». Бунин бесконечно любил природу, чувствовал органическую связь с ней.
Позже Блок скажет: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».