Тема добра и милосердия в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосер-
Дии, меня остро задела статья Ксении Беловой в «Независимой газе-
Те» (15 февраля 1995г.) «Месяц — в Освенциме, месяц — в
Майданеке», посвященная художнику Геннадию Доброву и его
Персональной выставке. «Листы скорби» — так назвал новую серию
Своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений,
Полученных от поездок художника в бывшие концлагеря — Штутгоф,
Освенцим, Майданек. Его выставка — реквием прошлому и настоящему.
Поражают

его слова: «Я давно думаю об отношениях между людьми,
Об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо
Любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно
Гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная
Степень любви, высшая, — это любовь ко всем людям, ко всему чело-
Вечеству.» Простые эти истины художник особенно ощутил там, где
Человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.
Я прочитал статью о Доброве после прочтения и «Мастера и
Маргариты» М. Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время
(Михаил Булгаков умер в 1940-ом,
а Геннадий Добров родился в
1937-ом), говорят об одном. — О любви, о добре, о милосердии
Человеческом.
Вот цитата из дневника Г. Доброва, приведу ее полнстью: «Я пред-
Чувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим
Детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома
И часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и
Неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от кото-
Рого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были
С синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я
Прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки.
После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в
Бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности
Совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже
Тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы».
У Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите» печальный дом и его
Обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспом-
Нить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшед-
Шем доме. Что он увидел вокруг? — «Комнату с белыми стенами, с
Удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с
Белой шторой, за которой чувствовалось солнце», а сам он лежал
«в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати.» От всего веет
Покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше
Всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около
Кровати «больного» и происходящее после ее нажатия: «загорелся
Матовый цилиндр, на котором было написано: «Пить». Постояв неко-
Торое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила
Надпись: «Няня». Надпись «Няня» сменилась надписью «Вызовите
Доктора». Иван Николаевич нажимает кнопку на слове «Фельдшерица»,
И «в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате
И сказала Ивану: «Доброе утро».
Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не
Происходит. Милосердие! — Вот что поражет. Михаил Булгаков, доктор
По образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации,
Больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю,
Воплотил в романе в главе «Поединок между профессором и поэтом»
Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже
Душевнобольные. — Ведь люди все перед Богом и болезнью — равны!
Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир,
Искривленное сознание, искривленные души.
Что же у Булгакова в этой главе далше? — «Женщина, не теряя благо-
Душного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору
Вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую
До самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним
Берег извивающейся реки и на другом ее берегу — веселый сосновый бор.»
Эти потоки солнечного света, сосновый бор — не просто сосновый бор,
А «веселый сосновый бор», — гимн жизни, красоте добру.
— Пожалуйте ванну брать, — пригласила женщина, и под руками ее
Раздвинулась внутрення стена, за которой оказалось ванное отделение и
Прекрасно оборудованная уборная». Даже кран ванной — не просто кран,
А «сияющий кран». А чего стоит предложение: «Что желаете надеть — хала-
Тик или пижамку?» А вежливо-внимательный и участливый прфессор с его
Свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого
Хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: «Вам
Здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите?
Вам здесь помогут. вам здесь помогут.»
Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия
Доброва и его «Листы скорби».
Добро и милосердие — они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они
Будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на
Шабаше, устроенном Воландом?
— Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!
Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и
Называет — даже своих врагов — «люди добрые» .
И не есть ли истина жизни по-булгаковски — «Любовь, Добро,
Милосердие».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема добра и милосердия в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»