Поэты символисты о музыке как высшей форме искусства

Взять музыку и, кровь погнав быстрей,
В стихи добрызнуть огненный ручей.
К. Бальмонт
Музыка в поэзии символистов имела очень важное значение как метафористическое и в равной степени ритмическое начало. У символистов даже была так называемая музыкальная группа, в которую входили Бальмонт, Вяч. Иванов и Балтрушайтис. В то же время их единомышленники по символизму Брюсов, Белый и Блок организовали другую группу маломузыкальную. Ясно, что это их ирония, изыски. Музыку они все ставили очень высоко в своем творчестве, особенно Бальмонт.

Леонид Сабанеев в своих воспоминаниях писал: Бальмонт хорошо и глубоко чувствовал музыку что далеко не часто встречается особенно среди поэтов. Скрябинскую музыку он тоже почувствовал. Думаю, что он угадал в ней известное, несомненное родство со своей собственной поэзией.
Бальмонта со Скрябиным связывала большая дружба. Они оба были искателями новых звучаний. Их современники замечали, что на всех остальных композиторов и поэтов эти два друга смотрели как на свои предтечи. О Скрябине, играющем на фортепьяно, Бальмонт сказал так: он целует звуки пальцами. Это сравнение очень тонко передавало эротическую природу скрябинской
игры.
Поэты-символисты, рассуждая о своем литературном течении и развивая его теорию, высказывались, насколько мне известно, таким образом, что музыка в слиянии с жизнью и религией дает искомый результат гармоничные стихи, способные выполнять роль некоего мессии.
Мне не очень понятна позиция самого Скрябина, считающего себя музыкантом-символистом, когда он ратовал за крушение мироздания под грохот соединенных искусств. Но, видимо, это почти то же самое, что и у поэтов-символистов, только с точки зрения музыканта.
Чтобы полнее раскрыть тему, приведу стихотворение Бальмонта о музыке:
Я знаю, что сегодня видел чудо. Гудел и пел священный скарабей. Душе был слышен ясный звон оттуда, Где зреет гром средь облачных зыбей.
Вдруг мощный жук ладьею стал скользящей, Мелькало белым тонкое весло. Играли струны музыкою зрящей, И сердце пробуждалось в ней светло.
А он, колдун, обеими руками Нам рассыпал напевный дождь колец И, весь горя, дрожащими перстами Касаясь струн, касался всех сердец.
Как видим, для поэта музыка это чудо совершенное. Музыка объединяющая сердца идея. Под музыкой надо понимать не буквальную мелодию, а все, что в природе гармонирует с человеческой душой. Теперь понятно, почему группа поэтов-символистов называлась маломузыкальной. Просто для Блока, Брюсова и Белого объединяющая идея смещалась в сторону чуть ли не религиозной любви к России. Музыка для них служила лишь фоном, а не соединяющим звеном.
Повышенное внимание к звуковой форме стиха, необыкновенная музыкальность стихов поэтов-символистов музыкальной группы Бальмонта и Вяч. Иванова дали русской поэзии целый ряд замечательных стихотворений. У Бальмонта в этой связи хочу отметить Камыши, Челн томления. У Вяч. Иванова Кормчих звезд, Человек и многие стихи на античную тему.
Известно, что на вечерах у Скрябина Вячеслав Иванов поражал всех высказываниями о музыке. Даже Скрябин, мечтавший возвести музыкальный храм на необитаемом острове в Индийском океане, слушал поэта, затаив дыхание. В одном из стихотворений Вяч. Иванов восклицает:
О, Музыка! В тоске земной разлуки, Живей сестер влечешь ты к дивным снам: И тайный рок связал немые звуки.
(Кормчие звезда)
Этими строками можно обозначить уровень понимания и значения музыки поэтами-символистами как высшей формы искусства.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Поэты символисты о музыке как высшей форме искусства