Бальмонт жаждал изысканности русской медлительной речи
Он научился «превращать тоску в напев» и находить игру созвучий в природе, он из всех поэтов-символистов отличался особой напевностью и особой звучностью стиха. Черты символизма, по мнению Бальмонта, — культ мгновения, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего, туманность намеков, прихотливость чувства. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени.» наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертания вдали.
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор.
И сиянием прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И
И дрожали ступени под ногой у меня.
Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: «Это поэзия, в которой органически. сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота.». В стихотворении «Я мечтою ловил уходящие тени.» есть и «очевидная красота», и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету. Тени ассоциируются с чем-то неосознанным, непонятным, недоступным, поэтому автор так и стремится постичь эту истину, познать ее.
«Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня» — этот путь, словно шаткий ветхий мост над пропастью, каждый шаг — это риск, риск сорваться, не дойти до своей цели, упасть вниз.
«И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертания вдали. И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли» — чем ближе автор приближался к заветной цели, тем яснее он видел то, к чему стремился, видел истину.
«А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали» — не смотря на то, что его окружал уже полный мрак, он видел впереди свет, который освещал ему весь путь.
В последней строфе автор говорит о том, что он все-таки познал истину, он нашел то, что искал.
В своей записной книжке Бальмонт писал: «У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей, и многие из этих людей, образующих одного человека, должны быть безжалостно ввергнуты в огонь. Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь».