Стихотворение А. Ахматовой «Родная земля» (Восприятие, истолкование, оценка.)
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала
Соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и
Судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории.
Ахматова написала о А. С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру». Это была и ее дорога — к миру, к
Ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения
Сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так: «Не с теми я, кто бросил землю/ На
Растерзания врагам». Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за
Границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею
Курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться
Как личность и как поэт. И это предчувствие
Приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением
Общечеловеческих страданий.
Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет
Двойной смысл. «Земля» — это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по которой ходят
Люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные
Образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», — получающие метафорическую нагрузку.
В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на
Отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма: «В заветных ладанах не носим на груди, / О
Ней стихи навзрыд не сочиняем .». Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного взгляда на
Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как «обетованный рай» — слишком многое в отечественной истории
Свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля
«приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет
Никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом — слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России
Не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей
Изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоко!
М и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не
На духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам
Предначертано телесно слиться с нею — после смерти: «Но ложимся в нее и становимся ею, / Оттого и зовем так свободно —
Своею».
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые восемь строк построены, как цепь
Параллельных отрицательных конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную «настойчивую»
Информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба.
После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеров на протяжении одного
Стихотворения — явление достаточно редкое в поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для
Противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки воспринимается коллективным лирическим героем
Родная земля. Заявление это носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим повтором: «Да, для нас
Это грязь на калошах, / Да, для нас это хруст на зубах .». И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется
Четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания, которые находят опору в
Бесконечной глубине заключенного в них смысла.
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась — даже в первоначальных стихах — чувством родины, болью о родине, и
Эта тема звучала в ее поэзии все громче . О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная
Дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа». (К. Чуковский)