Краткий пересказ романов Анны Зегерс
Роман «Путь через февраль» (1935) посвящен событиям 1934 г. в Австрии — вооруженному восстанию венских рабочих против фашистского правительства Дольфуса.
В романах «Оцененная голова» (1933) и «Спасение» (1937) А. Зегерс рисует Германию в канун фашистского переворота. Вместо острых классовых столкновений, вихря драматических событий здесь перед нами очень подробные, обстоятельные описания нищенского быта крестьян и шахтеров, быта, каждая деталь которого давит, унижает человека; вместо патетических героев «Спутников» — образы
Роман «Оцененная голова» вводит нас в обстановку немецкой деревни 1932 г., когда самим — ходом исторических событий каждый немец был поставлен перед необходимостью принять решение, определить свою позицию. В деревне под видом батрака скрывается рабочий из города, юноша Иоганн Шульц. Сопротивляясь полицейскому, дубинкой разгонявшему людей во время
В «Спасении» изображена жизнь немецких шахтеров. Роману предпослан символический пролог: во время обвала в шахте семеро рудокопов оказались глубоко под землей. Их откопали только через восемь суток. В страшном испытании, пережитом ими, труднее всего было то, что сами они ничего не могли предпринять для своего спасения. Одного охватило отчаяние, другого — безнадежная ярость. . И только мужество немолодого шахтера Бенча, распределявшего скудные запасы пищи и подбадривавшего слабых, помогло им дождаться дня освобождения.
Ситуация в несравненно больших масштабах повторяется в содержании всей книги. Извлеченные из-под земли шахтеры попадают в обстановку кризиса. И они и их товарищи оказываются без работы. Шахты закрываются. Испытание вынужденным бездействием длится более трех лет. В деморализующей обстановке кризиса слабые становятся добычей фашистской пропагандылСамые стойкие, и среди них Бенч, включаются в антифашистское движение. Но большинство рабочих на распутье. Чувствуя отвращение к фашистской лжи, они еще не видят перед собой ясной дороги борьбы за свои права и потому не оказывают фашизму активного сопротивления. За исканиями героев Анна Зегерс дает почувствовать крайнюю напряженность исторической ситуации, остроту борьбы между коммунистической партией и фашистской реакцией, возрастающую угрозу захвата власти фашистами.
«Седьмой крест» (1939) -итог и синтез предшествующих творческих — исканий Зегерс. Этот роман — новая глава в той летописи современности, которую она начала книгой «Спутники», посвященной первым столкновениям рабочего класса с фашизмом.
В «Седьмом кресте» показано тягчайшее из поражений, пережитых антифашистскими силами: Германия во власти гитлеризма. Простые люди, герои романов «Оцененная голова» и «Спасение», изображены здесь в новый, позорный и тяжкий период немецкой истории, сменившей годы острой политической борьбы, годы кризиса и исканий. В роман вошли образы людей, в которых лучшие силы народа, нередко еще не успев пробудиться, были забиты, подавлены страхом и порожденной им апатией. И все же Зегерс создала оптимистическую книгу, проникнутую идеей бессмертия народа, убеждением в неотвратимости краха гитлеризма.
Роман открывает картина лагеря Вестгофен, исполненная символического смысла. Лагерь, как и вся Германия, погружен во мрак реакции, в густой туман, в осенний холод. Льет проливной дождь, застилающий робкие проблески света. В лагерных печах горят платаны, на которых были распяты пойманные беглецы. Горит и седьмой платан, «седьмой крест», срубленный позже других, так и оставшийся пустым. И мысль о седьмом беглеце, ушедшем от палачей, согревает сердца заключенных, умножает их веру в силу идей коммунизма и пролетарской солидарности, в «единственную силу, способную вдруг вырасти безмерно и бесконечно». Та же картина завершает роман. Таково многозначительное обрамление книги. Седьмой крест становится символом непобедимости антифашистских сил, символом бессмертия народа. Анна Зегерс вновь и вновь обращается к этому образу, делая его лейтмотивом произведения.
О бессмертии народа, о непрочности, временности гитлеровского режима говорит и исторический экскурс, введенный в первую главу романа. Зегерс бросает взгляд в глубь веков, в далекие эпохи античности и средневековья, когда по немецкой земле проходили кельты и римляне, когда там стояли лагерем легионы, смешивались север и юг, восток и запад, — «точно мыльные пузыри, возникали царства, возникали и почти сейчас же лопались».
Писательница ставит царство гитлеризма в один ряд с этими варварскими царствами, обреченными историей,- сопоставление, характерное для немецкой антифашистской литературы 20-х гг. Подобные аналогии лежали в основе исторических романов Фейхтвангера, дилогии Генриха Манна о Генрихе IV.