Поэзия подвига и героизма в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие.»

«Не все солдаты встретят день победный,
Не всем прийти на праздничный парад.
Солдаты смертны. Подвиги бессмертны.
Не умирает мужество солдат.»
Б. Серман
«Поэзия подвига и героизма» — основа всей повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие.» Наверное, именно благодаря этой поэзии читательский интерес к повести не угасает до сих пор. До сих пор мы с неослабевающим вниманием следим за передвижением маленького отряда старшины Васкова, почти физически ощущаем опасность, облегченно вздыхаем, когда ее удается избежать,

радуемся смелости девушек и вместе с Васковым тяжело переживаем их гибель.
Никто не мог знать, что, получив задание пойти и захватить в плен двух немецких разведчиков, маленький отряд из шести человек наткнется на шестнадцать фашистских солдат. Силы несравнимы, но ни старшине, ни пятерым девушкам даже в голову не приходит отступить, Они не выбирают. Всем пяти юным зенитчицам суждено погибнуть в этом лесу. И не всех настигнет героическая смерть. Но в повести все мерится одинаковой мерой. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.
Писатель
представил нам пять совершенно различных характеров. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она — самая мужественная, бесстрашная, она — мать. Женька Комелькова — веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к женатому человеку. Соня Гуревич — воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура — «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока. Лиза Бричкина. «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город c его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. Война помешала. Не найти тебе своего счастья, не слушать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала, Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты. стать новой Любовью Орловой.
На первый взгляд, что может быть общего у ответственной, строгой Риты Осяниной, неуверенной в себе фантазерки Гали Четвертак, метательной Сони Гурвич, молчаливой Лизы Бричкиной и озорной дерзкой красавицы Женьки Комельковой? Но, как ни странно, между ними не возникает даже тени непонимания. Это объясняется в немалой степени тем, что их сблизили исключительные обстоятельства. Недаром потом Федот Евграфыч назовет себя братом девушек, недаром возьмет на себя заботу о сыне погибшей Риты Осяниной. Есть еще в этих шестерых, несмотря на разность возрастов, воспитания, образования, единство отношения к жизни, людям, войне, преданность Родине и готовность отдать за нее жизнь. Им шестерым нужно, во что бы то ни стало держать свои позиции, словно именно за ними «вся Россия сошлась». И они держат.
Глупо погибает Галя Четвертак, но мы не осуждаем ее. Может быть, она была слишком слаба и неуверенна, но ведь женщина вообще не должна быть на войне. А Галя все-таки старалась по мере своих сил: несла на себе тяжелый груз вещей, шла по ледяной земле в одной берестяной чуне. Пусть она не совершила подвига» не вступила в прямую схватку с врагом, но она и не отступила, упрямо идя вперед и выполняя приказания старшины. Смерть Сони Гурвич кажется случайностью, но она связана с самопожертвованием. Ведь, когда она бежала навстречу своей гибели, ее вело естественное душевное движение сделать приятное доброму и заботливому старшине — принести оставленный кисет. Так же жертвует собой и Лиза Бричкина. Смерть ее ужасна и мучительна. Пусть она пала не па поле боя, но при этом погибла при исполнении своего долга, спеша поскорей перейти болото и привести подмогу.
В конце концов со старшиной остались две самые храбрые и стойкие девушки — Рита Осянина и Женька Комелькова. Женька, спасая старшину, убила немецкого солдата, размозжив ему голову прикладом винтовки. Она же бесстрашно купается на глазах у врагов, изображая простую деревенскую девушку. И она же отводит врагов за собой в лес, подальше от раненой Риты Осяниной. Рита ранена осколком в то время, как она отстреливалась от врагов. Это была не первая перестрелка, где девушки показали себя. Увы, силы были неравны, и Рите с Женей суждено было погибнуть мучительной смертью: одна была ранена в живот и пустила себе пулю в лоб, другую в упор добили немцы. Тяжелые испытания выпали и на долю старшины Васкова. Ему было суждено схоронить всех своих бойцов, превозмочь горе, раны и нечеловеческую усталость и в последней исступленной схватке жестоко отомстить врагам, а потом еще до конца дней нести в душе тяжесть оттого, что не уберег девушек.
Каждая из девушек оплатила свой «личный счет» к захватчикам. У Риты Осяниной на второй день войны погиб муж, у Жени на глазах расстреляли всю семью, родители Сони Гурвич погибли. Этот «личный счет» каждой связан со счетом всей страны. Ведь сколько женщин и детей остались вдовами и сиротами. Поэтому, мстя немцам за себя, девушки мстили и за всю страну, за всех ее жителей. Героини повести, молоденькие девушки, были рождены для любви и материнства, а вместо этого взяли в руки винтовки и занялись неженским делом — войной. Даже в этом уже состоит немалый героизм, ведь все они сами добровольно пошли на фронт. Истоки их героизма — в любви к Родине. Отсюда начинается путь к подвигу. Подлинная поэзия подвига и героизма требует простоты, естественности, реализма. Именно такова повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие.» Это чистое и светлое произведение о том, что в исключительных обстоятельствах человек, преданный Родине и готовый пожертвовать собой, становится героем.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Поэзия подвига и героизма в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие.»