Эпические тенденции поэмы «Войнаровский»
Отход от романтической условности заметно проявился у Рылеева в жизненно правдивых зарисовках быта и природы Сибири. Здесь автор «Войнаровского» использует уроки Пушкина, давшего в «южных» поэмах близкие к действительности пейзажные и этнографические картины. Работая над поэмой, Рылеев знакомится с географией и этнографией Сибири по тогдашним журналам и рассказам лиц, бывавших в Якутске. Уже первые строки поэмы в точных и конкретных деталях воспроизводят колорит изображаемой. местности. В той же манере ведется и описание бытовой
Вот, вздув огонь, пришлец суровый, Проворно жирник засветил, Скамью придвинул, стол сосновый Простою скатертью накрыл И с лаской гостя посадил. Поэма «Войнаровский» явилась значительным шагом вперед в художественном развитии Рылеева по сравнению с думами. Пушкин, сурово отозвавшийся о думах, писал брату в январе 1824 г.: «С Рылеевым мирюсь — «Войнаровский» полон жизни».
Интересны суждения Пушкина и о языке поэмы Рылеева. Сравнивая ее с появившейся тогда же поэмой И. И. Козлова «Чернец», он находил у Рылеева «более замашки или размашки в слоге» (письмо П. А. Вяземскому от 25 мая 1825
Эпические тенденции «Войнаровского» толкали Рылеева к отказу от лирической манеры изложения, свойственной романтической поэме. Сравнительно немногочисленные риторические вопросы и восклицания в «Войнаровском» мотивированы сказовой формой изложения большей части поэмы.
В соответствии с новыми тенденциями рылеевского слога находится и использование автором «Войнаровского» местных сибирских слов (жирник, варник, юрта и др.). Вслед за «Войнаровским» в творческом сознании К. Ф. Рылеева рождается ряд новых эпических замыслов, связанных с интересом поэта-декабриста к событиям освободительной борьбы украинского народа. Наброски задуманных поэм группируются вокруг имен Нали-вайки, Хмельницкого, Палея, Мазепы. Отрывок под названием «Партизаны» свидетельствует о том, что поэтическая мысль Рылеева обращалась к теме Отечественной войны 1812 г.