Мастерство в построении сюжета (А. Вампилов «Утиная охота»)

Александр Вампилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году; после окончания средней школы учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмористические рассказы, составившие его первую книгу «Стечение обстоятельств»; пять лет после окончания университета работал В иркутской областной газете «Советская молодежь». В 1965 году написал пьесу «Прощание в июне».
В написанной в 1967 году и напечатанной в 1970 году пьесе «Утиная охота» Вампилов воспользовался нестандартным сюжетом, позволившим ему создать

галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных возникающих последние десятилетия, как грибы, учреждений, именуемых КБ, ИБ и т. п., формируемых из инясенеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускают «научные труды», умело показывая окружающим столь важные проблемы и то, с какой невиданной самоотдачей они разрешают их, как говорят герои «Утиной охоты», буквально
«пластуются». На самом же деле, придя на работу, люди не знают, куда деваться от безделья.
Группу таких стандартизированных деятелей из провинциального центрального бюро технической информации изображает Вампилов в пьесе «Утиная охота». Их обязанность — пугать нововведениями на разных заводах, обобщать и информировать о них научный мир, хотя и нет во всей округе настоящих заводов. Сидя в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждают очередные футбольные матчи, «гоняя в шахматы» , посмеиваясь над шефом, требующим обобщения опыта — «модернизация поточного метода». Их рабочий принцип: «спихнуть и делу конец».
Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову. Автор так представляет его нам: » Зилову около 30 лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда. Невозможно потому, что он вообще как бы лишен стержня: когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает: «Больше всего на свете Витя любит работу», чем и вызывает дружный смех. Его начальник, спасая положение, говорит: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень, зачем же так шутить? «
В действительности работа его не интересует. Все время уходит на то, чтобы «выпить и закусить», да поволочиться за девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он «алик из аликов». О работе же не может говорить без скуки и насмешки. «У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой»,
— заявляет он жене по телефону, как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой. Зину, свою красавицу и умницу, он не любит; в течение четырех лет никак не соберется навестить своего больного отца, которого назвал старым дураком. Зилова любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен в каждую данную минуту. Все считают его легкомысленным. Наблюдая за ним, то вспоминаешь Хлестакова, то замечаешь одновременно, что он так же далек от него, как, скажем, и от трех чеховских сестер. Он не твердит даже ради самооправдания: «Вон отсюда! В Москву! В Москву!»
Лишь для успокоения жены Зилов говорит: «Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать.». Но в том и дело, что бежать он никуда не собирается.
Покидая мужа, Галина говорит ему: «Куда я еду, к кому — тебе все равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе все безразлично. Все на свете. У тебя нет сердца, вот в чем дело. Со-нсем нет сердца.». Он соглашается с ней, признается, что ему «опоршивела такая жизнь». «Ты права, мне все безразлично, нее на свете. Что со мною делается, я не знаю». Он признается также, что друзей не имеет, работу не любит.
Остановись на этом автор, мы бы имели любопытную, но однозначную историю. У нас не было бы сомнения, как ее оцени ri. Но, несмотря на то, что А. Вампилов избегает сатиры, он создает ситуацию неоднозначную. Более того, видя пороки героя, наделяет его еще одной чертой, неожиданно свидетельствующей о том, что он способен и на нечто большее.
Дело в том, что у него есть настоящая привязанность — утиная охота. В сущности, он целый год живет ожиданием отпуска и утиной охоты. И не потому, что является заядлым охотником. Кажется, до сих пор он не убил ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. Обещая Галине взять ее с собой на охоту, он говорит: «Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком». Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: «Ты увидишь — мы поплывем как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви. А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет?»
Соблазнительно истолковывать привязанность героя к утиной охоте как бегство из города, бегство от установившейся жизни, тем более что гнет обывательщины когда-то вырвал из уст классического героя возглас: «Вон из Москвы!», а пресс провинциализма заставлял православных героинь со стоном твердить: «В Москву! В Москву!», но это было бы упрощением и не согласовалось бы с тем, что в жизни Зилова нет плодоносного зерна и сам он вряд ли сможет стать другим. Преображение Зилова вряд ли возможно.
В центральном образе пьесы «Утиная охота» — Зилове, запечатлены явления, как бы уже не зависящие от самого Зилова, но явления большей частью опасные и трудноискоренимые. Назвав их «зиловщиной», Валентин Распутин высказывал предположение: «.может быть, самая большая заслуга Вампилова как драматурга в том и состоит, что он одним из первых ее распознал и показал». Но «зиловщиной» далеко не исчерпывается сущность произведения, созданного драматургом. Сопоставляя отношение самого Вампилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, с тем, которым он выступает в пьесе, иногда говорят о явном противоречии. «Драма «Утиной охоты», — считает А. Демидов, — принадлежит к наиболее противоречивым и спорным и сю-жетно сложным произведениям писателя.»
При внешней обыденности всего происходящего сюжет полон непредсказуемых поворотов. То герою приносят похоронный венок с его именем, то официант, которого принято считать тряпкой, лакеем, неожиданно показывает волчий оскал, лютую ненависть, то банальный любовный конфликт перерастает в конфликт политический. Надо сказать, что и в ранних пьесах Вампилова повороты сюжета всегда были парадоксальными. Так, в одной из пьес после отчаянного крика командировочного алкаша в окно: «Займите три рубля на похмелку!», вдруг появляется человек, дающий сто рублей. И вместо того, чтоб взять деньги, герои связывают доброхота и начинают пытать: почему даешь деньги незнакомым?
Пьесы А. Вампилова — это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов, великолепный обзор характеров людей из того времени, о котором он пишет.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мастерство в построении сюжета (А. Вампилов «Утиная охота»)