«Утиная охота»
Александр Вампилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году. После окончания средней школы он учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмористические рассказы, составившие его первую книгу «Стечение обстоятельств». Пять лет после окончания университета работал в иркутской областной газете «Советская молодежь». В 1965 году написал пьесу «Прощание в июне».
В написанной в 1967, и напечатанной в 1970 году, пьесе «Утиная охота» Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, образов,
Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову.
В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.» Невозможно потому, что он вообще как бы лишен стержня — когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает: «Больше всего на свете Витя любит работу», чем и вызывает дружный смех. Его начальник, спасая положение, говорит: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень, зачем же так шутить?». В действительности работа его не интересует. Все время уходит на то, чтобы «выпить и закусить», да поволочиться за девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он «алик из аликов». О работе же не может говорить без скуки и насмешки. «У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой», — заявляет он жене по телефону как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой. Зину, свою красавицу и умницу, он не любит; в течение четырех лет никак не соберется навестить своего больного отца, которого называет старым дураком. Его любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен в каждую данную минуту. Все считают его легкомысленным. Наблюдая за ним, то и дело вспоминаешь Хлестакова, но тут же замечаешь, что он так же далек от него, как, скажем, и от трех чеховских сестер, он не твердит даже ради самооправдания: «Вон отсюда! В Москву, в Москву!» Лишь для успокоения жены герой говорит: «Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать.». Но в том и дело, что бежать он никуда не собирается.
Покидая мужа, Галина говорит ему: «Куда я еду, к кому — тебе все равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе все безразлично. Все на свете. У тебя нет сердца, вот в чем дело.
«Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мною делается, я не знаю». Он признается также, что друзей не имеет, работу не любит.
Остановись на этом автор, мы бы имели любопытный, но однозначный характер. У нас не было бы сомнения, как его оценить. Но А. Вампилов избегает сатиры, поэтому он создает образ неоднозначный. Более того, видя пороки героя, наделяет его еще одной чертой, неожиданно свидетельствующей о том, что он способен и на нечто большее. Дело в том, что у него есть настоящая страсть — утиная охота. В сущности, он целый год живет ожиданием отпуска и утиной охоты. И не потому, что является заядлым охотником. Кажется, до сих пор он не убил ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. Обещая Галине взять ее с собой на охоту, он говорит: «Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком». Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: «Ты увидишь — мы поплывем как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви. А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет?» Соблазнительно истолковывать привязанность героя к утиной охоте, как бегство из города, бегство от установившейся жизни, тем более что гнет обывательщины когда-то вырвал из уст классического героя возглас: «Вон из Москвы!», а пресс провинциализма заставлял прославленных чеховских героинь со стоном твердить: «В Москву! В Москву!» — но это было бы упрощением и не согласовалось бы с тем, что в жизни Зилова нет плодоносного зерна, и сам он вряд ли сможет стать другим. Преображение Зилова вряд ли возможно.
В центральном образе пьесы «Утиная охота», Зилове, запечатлены опасные и трудноискоренимые характерные черты.
Но «зиловщиной» далеко не исчерпывается сущность характера, созданного драматургом. Сопоставим отношение самого Вампилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, которым он выступает в пьесе.
«Драма «Утиная охота», — считает А. Демидова, — принадлежит к наиболее противоречивым и спорным произведениям писателя. Зилова нельзя называть мелким ничтожным человеком». Пьесы А. Вампилова — это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов — все это может быть отнесено ко всем его произведениям.