Пафос повестей и романов Тургенев

Тургенев создает изображение главных героев в их сложной и тонкой душевной и умственной жизни. Они встречаются по различным, иногда случайным поводам, между ними нередко начинается живой обмен мнений, иногда он переходит в споры и выявляет различия их идейных позиций. Но все же не в интеллектуальных столкновениях раскрываются в ранних романах и повестях Тургенева характеры его главных героев. Они выявляются в основном в неторопливых раздумьях героев о жизни, об их новых впечатлениях — в их эмоциональной рефлексии по поводу окружающей

их природы или встреч с той или иной необыкновенной девушкой. Этим лирическим раздумьям писатель уделяет обычно очень большое место. Таковы, например, впечатления и размышления героя «Фауста» в его письмах, героя «Аси» при переправе через Рейн или Лаврецкого по дороге домой и по приезде в усадьбу.
Раскрыв идейные позиции главных героев и значительность их переживаний, писатель вводит их в любовный конфликт. Основное значение любовных конфликтов в романах и повестях Тургенева заключается в испытании героя — проверке его характера, его идейных позиций и добрых намерений деятельностью, в оправдании слова
«делом». Таким «делом» у Тургенева всегда является не столкновение героя с реакционным «обществом», а его любовь к женщине, связанной семейными узами с консервативной средой.
Но для глубокого, нравственного испытания героя в любви необходим и соответствующий предмет его любви. Поэтому в сюжетах повестей и романов Тургенева всегда выступают исключительные по своим нравственным достоинствам женские персонажи. В их характерах писатель особенно выделяет черты искренности и серьезности мысли, глубины и силы чувства, а главное — романтической устремленности сознания. Высокие стремления и запросы героинь Тургенева противостоят мелким и суетным интересам их среды. В стремлениях тургеневских героинь всегда таятся какие-то большие, многозначительные возможности развития. Но такие возможности не могут еще осуществиться силами самой женщины. Они требуют помощи мужчины — его направляющей мысли и убежденности, его силы и нравственной поддержки. Главный герой романа или повести должен найти в себе такую силу и убежденность или же обнаружить слабость и нестойкость, сомнения и колебания, приведя тем сам ым любовный конфликт к развязке. У Тургенева такой развязкой почти всегда являются решающие любовные свидания, отдаленные небольшим сроком от первой встречи героев.
Тем самым, время действия в романах и повестях Тургенева сравнительно очень коротко, а место действия ограничено. Это обычно один-два месяца пребывания героев в дворянской усадьбе, или в городском доме, или на курорте за границей. И это всегда летние месяцы. Цветущая летняя природа дает писателю добавочные краски, очень утонченные и значительные для изображения переживаний героев, их любовных встреч и разлук.
Пафос повестей и романов Тургенева, написанных за десятилетие после 1848 г., заключается не в. осознании социальных и идейно-политических антагонизмов того времени и не в сатирическом разоблачении реакционного «общества». Это — пафос идейных исканий передовой дворянской интеллигенции, осознанных преимущественно психологически с точки зрения той романтики и скептицизма, которые в них соединяются.
Все это проявляется и в построении сюжета, и в композиции образов произведений. В композиции образов у Тургенева характерен ярко выраженный «психологизм»,

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Пафос повестей и романов Тургенев