Базаров и его отношение к искусству

Базаров – представитель молодого
Поколения. В его личности сгруппи­рованы
Те свойства, которые мелки­ми
Долями рассыпаны в массах.
Д. И. Писарев
В статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал о Базарове: “.я исключил из круга его симпатий все художественное”, – подчеркнув при этом, что “должен был именно так нарисовать его фигуру”. Из текста романа видно, что Базаров от­рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи­вопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: “Вы,

стало быть, искусства не признаете?” – Ба­заров восклицает с усмешкой: “Искусство наживать деньги”. О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по­эта называет “ерундой”. О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот “гроша медного не стоит”. Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: “Вы не предполага­ете во мне художественного смысла, – да во мне действительно его нет”.
И в то же время
Базаров знает произведения искусства и литературы: он наи­зусть цитирует “Абидосскую невесту” Байрона, знаком с романами Фенимора Ку­пера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря “чистого искусства” выше тех граж­данских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разре­шения.
Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В выс­казываниях Базарова слышатся отголоски споров “шестидесятников”-демократов и сторонников “чистого искусства”. Среди первых были и такие, которые в поле­мике, нападая на теоретиков “чистого искусства”, склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к ис­кусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.
Своим идейным противникам – либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превоз­носите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: “Рафаэль гроша медного не стоит”.
Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом “жизни действительной”. Он был дорог им как автор вольнолюби­вых стихов, “Капитанской дочки”, “Истории села Горюхина” и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора роман­тических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем “ис­кусства для искусства”. Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототи­пов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта.
Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста­ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества – чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры­тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист – разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.
Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин­ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска­зываниями об искусстве.
Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель­ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.




Что есть в пзу.
Сейчас вы читаете: Базаров и его отношение к искусству