В. Шиловский
Тем, кто не знает кто такая Мария Арбатова я могу порекомендовать либо чаще смотреть телевизор, либо прочитать эту книгу. За второй совет мне, по крайней мере не стыдно. Книга по настоящему хороша. После нее сказать про Арбатову: «она феминистка» — ужасный примитивизм. Автобиографический Роман — достаточно сложный для чтения жанр, точнее очень многие авторы умудряются сделать его таковым.
Данный случай представляет приятное исключение. Энергичный ритм делает чтение книги похожим на поездку в хорошей спортивной машине по живописной
Конечно, она красуется. Судя по книге, Мария из тех людей, что агрессивно
Особенно ярко это видно в ее отношении к людям. Арбатова очень часто дает им оценки, руководствуясь неточной, косвенной информацией. Надо ли говорить, что эти оценки далеки от лестных? Больше всего досталось в книге советской медицине и педагогической системе.
Досталось поделом. Дикость и абсурдность механических движений монструозной советской машины способно довести до белого каления самого непритязательного и разумного человека. Остается только удивляться, как Марии, с ее темпераментом, удавалось добиться побед над тупостью и хамством, не теряя при этом человеческого облика.
В молодости Маша была хиппи. На Арбате в семидесятых держала что-то вроде салона для андерграундной и авангардной публики . Воспоминания об этом периоде представляют повышенный интерес для любителей рассказов о первых любовных опытах юных и привлекательных девушек. Правда, в 18 Машиных лет она теряет интерес для таких гурманов, так как выходит замуж и рожает двойняшек. Но зато до замужества она успевает познакомиться с солидным количеством мужских типажей и достаточно близко подходит к определению «все мужики — козлы».
Ну, у нее есть основания так считать: некоторых персонажей иначе не назовешь. Наступает период поисков, возможностей для реализации планов и амбиций. Выясняется, что молодым на этом пути трудно.
Молодым девушкам — еще труднее. Ибо пропускать их в искусство через постель кажется облеченным полномочиями мужчинам правильным и естественным. . В многочисленные случаи посягательств на Машину честь верится сразу и безоговорочно: в книге собраны фотографии разных лет, демонстрирующие ее неувядающую красоту. Однако, ее претензии к мужчинам в целом кажутся довольно забавными: то ей не нравится, что они заглядываются на нее, то она дуется на их невосприимчивость, то хочет, чтобы они считали ее «своим мужиком», то обижается на них за то, что они не видят в ней женщину.
В общем, их вина состоит в том, что они не обладают дарами телепатии и предвидения, необходимыми для того, чтобы разобраться в ее настроениях и желаниях. И тут в ход идут искры, рубильники, дуги и прочая энергетика, символизирующая, как всем известно, возникновение любовного пламени. Интересно такое высказывание автора: «ты мужиком пользуешься как человеком, а он тобой — как телом». Фраза сказана с явственным возмущением.
Я, однако, всю жизнь считал, что использовать человека как бы то ни было вообще нехорошо, а злоупотреблять такой возможностью, пусть она даже встречается на каждом шагу, просто нельзя. Арбатова использует людей часто и с удовольствием. Женщины, поверьте мне на слово, еще долго будут для нас, мужчин, непостижимыми и загадочными созданиями. Советское искусство оказалось номенклатурным болотом с полным набором типичных обитателей этого экологического образования.
Старшие душат младших, идеологически верные — идеологически неверных. Распределение жизненных благ занимает основную часть в умах творцов отечественной культуры. Марии в этих условиях пришлось несладко. Молодая, красивая, но решительная и несговорчивая.
Проигрышное сочетание. Да еще пишет «гинекологические» пьесы. Куда уж дальше. Наблюдения за писательской и богемной средой Москвы и окрестностей убедительны до дрожи.
Великолепно подано, со вкусом растерзано. Параллельно с творческой, течет и личная жизнь Марии, не назвать которую насыщенной может только совсем зажравшийся человек. Список побед и достижений может и не делает ее олимпийским чеспионом, но на кандидата в мастера спорта она тянет. Впрочем, тянет и волокет она во многом. С наступлением перестройки перед ней открылись новые перспективы, к которым она и устремилась со свойственным ей энтузиазмом.
Он, правда, несколько поутих, когда она обнаружила, что на смену партийной номенклатуре пришла номенклатура демократическая, также не склонная к особым экспериментам в области степеней благонадежности и раскачиванию лодки. Для раннего периода перемен Арбатова оказалась недостаточно эпатажной, а для позднего — недостаточно престижной. Все осталось тем же, у интеллигенции поменялись только хозяева.
Да и самой Марии, вероятно, уже не удается повторять фразу «дорога в рай и дорога в ад в начале расходятся всего лишь на миллиметр» с прежним апломбом. Интересна политическая деятельность Арбатовой. Она участвовала в подготовке предвыборной программы президента и, похоже, принадлежала к тому небольшому числу людей, которые всерьез верили, что он может проиграть. В его программу она вплела положения новообретенного ей феминизма, что, конечно, наряду со всем остальным не оказало никакого впечатления ни на него, ни на электорат. Сейчас Арбатова — сорокалетняя женщина, в меру счастливая и в меру несчастная, ценящая свою независимость, и пробующая на вкус словосочетание «социально успешная».
Для кого-то она — телекумир, с которого делают жизнь, для кого-то оголтелая мужененавистница. Для меня — несомненно талантливый писатель.