«Альбом», анализ рассказа Чехова
История создания
Рассказ «Альбом» был написан в апреле 1884 г. 24-летним Чеховым и напечатан 5 мая 1884 г. в №18 журнала «Осколки» под псевдонимом А. Чехонте. Для собрания сочинений Чехов сократил текст, превратив рассказ в двухстраничную миниатюру.
Литературное направление, жанр
«Альбом» — миниатюрный реалистический юмористический рассказ.
Проблематика
В крошечном рассказе поднимаются общечеловеческие проблемы.
На первом месте — подвергнутое осмеянию лицемерие чиновников. Лицемерны Кратеров и Закусин,
Лицемерен юбиляр Жмыхов, который сначала растроган до слез и считает альбом с фотографиями подчиненных высшей наградой за службу «не букве, а долгу», а потом смеется вместе с сынишкой над испорченным портретом подчиненного.
Лицемерна даже дочь-гимназистка, которая называет альбомчик хорошеньким, при гостях обещает спрятать, а сама на следующий день выбрасывает из него фотографии
В чеховских рассказах устами младенца глаголет истина. Коля обращает внимание читателя на другую, более глубокую, проблему: Жмыхов и его семья не только лицемерны, но и бездушны. Жмыхов искренне тронут поздравлением подчиненных, так что начинает думать, что «он в самом деле принес отечеству очень много пользы».
Но при этом юбиляр не ценит поздравляющих его коллег. Его дочь Оля знает, что альбом не дорог отцу, что ценность альбома — в его стоимости . Тем более чиновники ничего не значат для Коли.
Герои рассказа
Юбиляра статского советника Жмыхова, чиновника 4 класса, поздравляют коллеги, которые служат под его началом 10 лет. Эта честь предоставлена титулярному советнику Кратерову, чиновнику 9 класса, которому немного подсказывает Закусин. Когда Жмыхов целуется с Кратеровым, тот бледнеет от восторга.
Почему ему выпала честь сказать речь: то ли он старается выслужиться, то ли искренне восхищается начальником?
Не случайно именно Кратерова сын Жмыхова выделил из других чиновников и, превратив в монумент, понес показывать отцу. Это та честь, которой пока удостоился делающий карьеру чиновник. Но, может быть, со временем он заслужит настоящий памятник…
Семью Жмыхова представляют его дети: гимназистка Оля и маленький Коля. Может показаться, что дети Жмыхова не уважают отца или плохо воспитаны: Оля бросает на пол портреты коллег отца, Коля разукрашивает их. Читатель ждет в конце рассказа сурового наказания для гадких детей.
Но ничего подобного не происходит: Жмыхов хохочет, умиляется и целует Колю. Дети чувствуют настроение и отношение отца, не обманывают его ожиданий.
Где-то «за кадром» угадывается жена Жмыхова, к которой чиновник отправляет сына, чтобы тот показал «монумент» Кратерова. Читатель догадывается, что и мать не отругает Колю за проступок.
Сюжет и композиция
Рассказ делится на две равные части. Первая — поздравление Жмыхова коллегами-подчиненными. Бессмысленная и формальная речь растрогала юбиляра, а потом слезы Жмыхова умилили коллег. Читатель теряется в догадках: насколько искренни чувства чиновников?
Ответ он находит во второй части.
Вторая часть занимает больше времени. На юбилейном обеде в кругу семьи и друзей Жмыхов показывает альбом, который уносит дочь. На следующий день дети находят альбому и фотографиям новое применение.
Стилевые особенности
Чехов виртуозно использует деталь. Самая важная — альбом, проявляющий истинную сущность героев. Увидев альбом, Оля говорит о его цене. Эта деталь показывает, что в альбоме она ценит только форму, то есть сам альбом.
Содержание ничего не стоят, как и люди, изображенные на них.
Еще одна деталь — фотографии, брошенные на пол. Так в этой семье относятся к низшим по званию.
То, что Оля заменила в альбоме вицмундиры на белые пелеринки подруг, свидетельствует об одинаковых ценностях поколений: все решает форма, внешнее.