Сценарий Музыкально-поэтическая композиция «Что движет солнце и светила…»

Музыкально-поэтическая композиция

«Что движет солнце и светила…»

Цели: познание подлинных ценностей личности человека: его творческих возможностей, духовного богатства, искусства общения с другими людьми, высоких нравственных идеалов, чувства ответственности перед другими людьми, перед обществом, знакомство с письмами многих выдающихся людей прошлого и современности, в которых раскрываются лучшие человеческие качества и богатство человеческой души.

Оборудование: два изящных столика по краям с письменными принадлежностями:

чернильница, перо, бумага, ваза с алыми розами

1. Выходит Элоиза, пишет письмо

Элоиза.

Господину, а вернее, отцу, супругу, а, вернее, брату, служанка, а вернее, дочь, супруга, а вернее — сестра, Абеляру — Элоиза. На что же я могу надеяться, если потеряю тебя, и что сможет еще удерживать меня в этом земном странствовании, кроме тебя, да и это утешение — только в том, что ты жив, ибо все прочие радости для меня недоступны…

Ведущий.

Подлинность этого письма бесспорна: была Элоиза, замечательная женщина, был Абеляр — философ-вольнодумец. Началось же земное странствие Элоизы на самой заре 12 века.

Ведущая

В

доме каноника Фульбера поселился магистр Абеляр, пожелавший обучать его племянницу Элоизу философии. Самому Абеляру исполнилось тогда 40; он был умен, образован, бесстрашен.

Элоиза.

Кто даже из царей и философов мог равняться с тобой в славе? Какая страна, город или поселок не горели желанием увидеть тебя?

Ведущий.

Абеляр обманул каноника Фульбера: он полюбил тайно Элоизу. Это была любовь большая, естественная и долгожданная, как шар солнца, расплавляющий изнутри тяжкое тело тысячелетней тучи.

Ведущая.

Ночью, когда Абеляр спал, люди, нанятые Фульбером, жестоко изувечили его. Католическое духовенство осудило его как еретика, он бедствовал в дальней обители на берегу океана, ожидая, что его отравят или заколют.

Ведущий.

Элоиза ушла в монастырь, рядом с кельей, в которой жила, она сама похоронила его еще через 6 лет. Элоиза первой в истории человеческих чувств — собственной личностью, судьбой — выразила мысль, которая стала потом истиной, она убедила навечно: «Сказать: Элоиза. «Я тебя люблю».

Ведущий.

Значит сказать: Элоиза : «Ты не умрешь».

2.

Ведущая.

Кто-то из философов однажды обмолвился, что опыт любви — самый потрясающий опыт человека. И чтобы понять любовь Петрарки к Лауре — «заурядной жене» заурядного авиньонца, имевшей 11 детей! — надо углубиться не в архивы, а в самый потрясающий опыт человека.

Ведущий.

О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным.

Ведущая.

Да, любящие видят в любимом то, чего не видят окружающие. Они видят уголь, он — алмаз; они «ничего особенного», он — чудо из чудес.

Петрарка.

Все — добродетель, мудрость, нежность, боль — в единую гармонию сомкнулось, какой земля не слышала дотоль. И ближе небо, внемля ей, нагнулось и воздух был разнежен ею — столь, что ни листка в ветвях не шелохнулось».

Ведущий.

Когда Петрарка увидел Лауру ему было 23, ей 20.Она была уже женой, он молодым ученым и поэтом. Стареет любимая женщина. Седеют волосы, морщины покрывают лицо, тяжелеет походка.

Петрарка любил Лауру как никогда раньше постаревшую.

Ведущая.

В 42-ю годовщину их встречи, через 21 год после ее кончины, Петрарка, уже старик, пишет.

Петрарка.

В год тысяча трехсот двадцать седьмой, в апреле, в первый час шестого дня вошел я в лабиринт, где нет исхода.

Ведущий.

Через пять лет он умер, сидя за работой, с пером в руке, незадолго до этого писал: «Уж ни о чем не помышляю я, кроме нее».

Чтец.

Любовь, любовь — загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата

Иль обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слияние

И вечный мировой круговорот?

3.

Ведущий.

До нас дошли ярчайшие истории любви наших предков и современников: А. С. Пушкин и Наталья Гончарова, Ф. И. Тютчев и Елена Денисьева, М. Ю. Лермонтов и Варвара Лопухина.

Ведущая.

По дороге в Тифлис Пушкин встретил траурную процессию. «Что вы везете?» — спросил он сопровождавших. «Грибоеда», — отвечали ему.

Нина Александровна Грибоедова распорядилась поставить на могиле мужа крест с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя!» Четыре счастливых месяца замужества сменились почти тридцатью годами скорби.

Ведущий.

Удивительно, сколько женщин осталось в истории, о скольких мы помним и говорим через столетия только потому, что их любили поэты! Елена Александровна Денисьева и Ф. И. Тютчев… Разумеется, она, как и все женщины, любившие поэта, была красивой и нежной. Их страстный Роман продолжался 14 лет.

У них было два сына и дочь. Молодую женщину изгнало общество, от нее отрекся отец. Об их удивительных отношениях мы можем узнать, спустя столетия.

Танцевальная композиция под музыку Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь…»

Чтец.

Любовь, любовь — гласит преданье

Союз души с душой родной

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье.

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравных двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец.

4. Ведущая.

У Фредерика Шопена сложилась репутация серцееда, перед которым не могли устоять самые прекрасные женщины. Не менее шумная слава выпала на долю покорицельницы мужских сердец Авроры Дюпен — писательницы, подписывающей свои романы Жорж Санд.

Ведущий.

С Жорж Санд Шопена связывала не только страсть, но и глубокая привязанность, истинная дружба. Умирая, Шопен говорил «Она обещала, что не даст умереть без нее, что я умру у нее на руках».

5 Ведущая.

В 1826 году декабристы были сосланы за участие в восстании 1825 года в Сибирь на каторжные работы. Вскоре за многими из них добровольно последовали их жены: А. Г Муравьева, Е. И. Трубецкая, Е. П. Нарышкина, А. В. Розен, М. Н. Волконская и другие.

Ведущий.

«Жены сосланных в каторжную работу, — писал А. Герцен, — лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи.»

Ведущий.

6.

Для каждого человека любовь имеет свое определение. Когда мы ее ожидаем, она предвкушение, когда мы любимы, она счастье, когда мы расстаемся с близкими людьми, она горе, страдание и одиночество.

Ведущая.

Но за расставаньем приходит ожидание новой любви, новой встречи, и все повторяется по кругу

7.

Ведущая.

Потребность высказываться о своем чувстве — радостном или гибельном, поведать историю своего сердца издревле водила пером стихотворцев.

Ведущая.

Особое место в русской поэзии занимает творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Их жизни, их души целиком были принесены в жертву на алтарь любви.

Чтец.

То змейкой, свернувшись клубком

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет

Почудится в дреме левкоя,

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так тайно рыдать

В молитве тоскующей скрипки

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.

8.

Ведущая.

Женщины оказали на жизнь и творчество поэта Есенина большое влияние. Вся любовная лирика была посвящена переживаниям и чувствам поэта к женщинам.

9.

Ведущая.

Сражаясь с врагом, солдат знал, что где-то ждет его любимая. Во имя любви, во имя самой жизни он отдавал всего себя, жертвуя собой ради другого.

10.

Ведущая.

К каждому человеку любовь приходит по-разному. Иногда она обрушивается внезапно, а иногда людям нужны целые годы, чтобы узнать ее. Но у каждого из нас в памяти остается тайна первой любви, которая остается в сердце навсегда.

11.

Чтец

Ты рядом и все прекрасно:

И дождь, и холодный ветер.

Спасибо тебе, мой ясный,

За то, что ты есть на свете.

Подумай, ведь мы могли бы

Друг друга совсем не встретить.

Единственный мой, спасибо,

За то, что ты есть на свете.

12.

Ведущий.

Любовь — самое поэтическое, возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Тема любви неисчерпаема, потому что это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо.

Чтец.

Даже если ты уйдешь,

Если ты меня покинешь,-

Не поверю в эту ложь,

Как весною в белый иней.

Даже если ты уйдешь,

Если ты меня покинешь,-

О тебе напомнит дождь,

Летний дождь и сумрак синий.

Потому что под дождем

Мы счастливые ходили,

И гремел над нами гром,

Лужи ноги холодили.

Даже если ты уйдешь,

Если ты меня покинешь,

Прокляну тебя… и все ж

Ты останешься богиней.

Если ты меня покинешь,

Ты останешься во мне,

Как икона в божьем храме,

Словно фреска на стене,

Словно алой розы пламя.

И пока я не умру,

Буду я тебе молиться

По ночам и по утру,

Чтоб хоть раз тебе присниться.

Чтоб проснулась ты в слезах

И как прежде улыбнулась…

Но не будет знать мой прах,

Что любимая вернулась.

13.

Ведущая.

Жизнь ничего просто так не дает, любовь тоже. Чтобы увидеть свет, нужно знать, что такое тьма. Чтобы почувствовать любовь, нужно испытать боль разлуки, безответности, потери.

И все же, мы становимся богаче, отдавая себя.

Ведущий.

Мы можем избавиться от болезни с помощью лекарств, но единственное лекарство от одиночества, отчаяния и безнадежности — это любовь.

«С любимыми не расставайтесь»

Он.

Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется пламенной смолой.

Она.

Пока жива с тобой я буду,

Душа и кровь нераздвоимы,

Пока жива с тобой я буду,

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты пронесешь с собой, любимый,

Ты пронесешь с собой повсюду

Родную землю, милый Дом.

Он.

Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты.

Она.

За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча

Вернемся оба: я и ты.

Он.

Но если я безвестно кану

Короткий свет луча дневного,

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, млечный дым.

Она.

Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Он.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал.

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном.

Она.

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила земное сбросила с земли.

Он.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

Она. С любимыми не расставайтесь,

Он. С любимыми не расставайтесь.

Вместе. С любимыми не расставайтесь,

Всей кровью прорастайте в них.

Она.

И каждый раз, навек прощайтесь,

И каждый раз навек прощайтесь,

Он.

И, каждый раз навек прощайтесь,

Когда уходите на миг.

Вместе.

И каждый раз навек прощайтесь,

Когда уходите на миг.

Ведущие.

Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий.

Мир, погрязший в грязи и крови…

Верь в великую силу любви!..

Звучит песня из спектакля «Юнона и Авось» «Аллилуйя любви».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сценарий Музыкально-поэтическая композиция «Что движет солнце и светила…»