Русская литература эпохи Просвещения
Русская литература эпохи Просвещения
Литературный КВН в 9-м классе
«О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек…» — такую характеристику дал А. Н. Радищев XVIII веку — эпохе Просвещения, времени утверждения новых капиталистических порядков.
Мыслители Западной Европы выдвигают идею просвещенной монархии. М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков разделяют эти взгляды, другие же призывают к революции против самодержавия.
В XVIII веке происходит смена литературного языка и
Сама монархиня Екатерина II пробует перо.
Василий Кириллович Тредиаковский:
Виват, Россия! виват, драгая! Виват, надежда! виват, благая!
Виват, богатое культурное наследие XVIII века!
Виват,
Приветствуем вас на литературном КВНе, который посвящен литературе XVIII века!
Представление жюри
I. Приветствие команд. Эмблемы
II. Умники и умницы
1. Поэта Г. Державина любили многие его современники, не исключая и А. С. Пушкина. Его стихи и оды находят поклонников и в наши дни. Однако за давностью лет многие забыли о его гражданской деятельности на благо России.
Чем кроме поэзии занимался поэт Державин?
2. В творчестве Державина была одна, присущая только ему особенность письма. Какая?
3. Кто из великих русских поэтов за созданные с учениками мозаичные картины был принят в Академию художеств?
4. С кем из античных богов сопоставляет Ломоносов в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Петра I и для какой цели?
5. Назовите императриц, которым посвящали свои оды поэты XVIII века.
6. Кто является резонером в комедии Д. И. Фонвизина » Недоросль»?
7. О ком из писателей XVIII века француженка Жермена де Сталь оставила следующую запись: «Сухой француз — вот и все»?
8. Кто впервые письменно изложил правила классицизма?
III. «Классицисты» и «сентименталисты»
Из предложенных постулатов выбрать черты сентиментализма , классицизма .
Классицизм:
культ разума; интерес к государственным деятелям; однозначность характера; объективность повествования; строгие правила; роль литературы — поучать, воспитывать; правило «трех единств».
Сентиментализм:
культ чувства; интерес к простому человеку; неоднозначность характера; субъективность повествования; ведущие жанры — повесть, дневник, письма, песня, романс; культ природы; элементы психологизма.
IV. Конкурс капитанов
Аукцион литературных героев из произведений XVIII века.
V. Извольте ознакомиться!!!
Прочесть оригинальный текст-рекламу на одно из произведений XVIII века.
VI. Шик, блеск, красота!
Остроумно представить образ какого-либо литературного персонажа, опираясь на художественные тексты.
VII. Литературный конкурс
Выписать все названия произведений, прозвучавшие в тексте, указать автора.
Однажды сидел Анакреон за «Вечерним размышлением о Божием величестве при случае великого северного сияния» . В дверь постучали. Пришла «Бедная Лиза» . В «Разговоре с Анакреоном» Она жаловалась на «Бригадира» , «Фелицу» . Дело было так. Утром «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» «Бедная Лиза» с «Недорослью» , «Натальей, боярской дочерью» убирала усадьбу.
Любимый «Снигирь» Фелицы, воспользовавшись всеобщей занятостью, вылетел из клетки. Фелица пришла в ярость, грозилась писать «Властителям и судиям» . Бедная Лиза с Натальей, боярской дочерью, искали по всей округе. Безуспешно… Грустная Лиза подняла глаза к небу и…
О, счастье! Снегирь беззаботно сидел на гранитном «Памятнике» . Птица была поймана. Хозяйка простила Лизу.
«Да, — сказал Анакреон, — в «Истории государства Российского» Такого случая доселе не было».
Подведение итогов. Награждение победителей
— В суматохе повседневной жизни все же не забывайте, что
Книга — учитель, Книга — наставница, Книга — близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук.
Всем большое спасибо за участие!