Основные принципы деятельности государства в сфере культуры
Деятельность государства в сфере культуры основывается на следующих принципах:
1) признание, обеспечение и защита прав и свобод человека в сфере культуры; 2) признание равного достоинства культур, равенства прав и свобод в сфере культуры для всех этнических, социально-демографических и иных культурных сообществ в Российской Федерации; 3) признание основополагающей роли культуры в творческом развитии и самореализации личности; 4) признание основополагающей роли культуры в обеспечении социальной сплоченности и устойчивого развития общества;
Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.
Специфика правовой традиции, сложившейся в процессе социо — и поли-тогенеза русского народа заключается прежде всего в восприятии права в качестве целостной нормативной системы, в основу которой положены гармоничным образом сочетающиеся юридические, нравственные и религиозные основания.
Право в России во все времена несло в себе не столько формально-юридический, сколько этико-духовный заряд. Российское понимание права как «правды» коренным образом отличается от западного понимания права — закона. Не случайно скопированные и механическим образом перенесенные на «российскую почву» политико-правовые стереотипы западной демократии не только не привели к «чудесному перерождению» России из государства казарменного социализма в социальное правовое государство западного типа, но во многом обусловили усиление и углубление социальных противоречий, рост криминализации общественных отношений, массовый правовой нигилизм.
Думается, что процессы возрождения государственного величия России должны в основе своей иметь не «кальки» других стран и народов , а тенденции, сформировавшиеся в ходе собственной многовековой истории. Анализ основных этапов исторического развития российской государственности свидетельствует о том, что во все времена государство и церковь выступали в качестве неразрывно связанных элементов единого целого — Российской державы и в подобном качестве оказывали определяющее влияние на процессы правотворчества и правореализации.
Что же касается современной ситуации, то от точных ответов на вопросы: что представляет собойнациональная правовая традиция России? Какое место занимает религия в правовой традиции российского общества? Каким образом можно оптимизировать взаимодействие между православием и другими религиозными конфессиями, а также отношения между церковью и государством? — во многом зависит успех реформаци-онных преобразований, осуществляемых в стране в условиях переходного периода.
Обозначенный круг вопросов предопределяет актуальность проблематики исследования и обусловливает выбор темы диссертации.
Проблема религиозных оснований правовой традиции России вплоть до последнего времени в отечественной юридической литературе специально не освещалась. Вместе с тем следует констатировать, что значительное внимание уделялось вопросам правовой культуры российского общества и влиянию религиозных ценностей на ее формирование и эволюцию.
В современной России отсутствует единая государственная идеология, обусловливающая объединение многонационального и многоконфессионального российского общества в стремлении к самосохранению и достижению определенных целей перспективного развития. В основу такой идеологии могла быть положена комплексная идея российской державности, в рамках которой логически сочетались бы концепции сильного государства и православной культуры.
В настоящий период Конституция России закрепляет недопустимость установления «государственной или обязательной» религии. При этом п. 2 ст. 14 определяет равенство всех религиозных объединений.
Подобная формулировка, по сути, предполагает уравнивание в правах традиционных направлений вероисповедания с новообразованными формированиями сектан-ского и экстремистского типа. Представляется, что формулировка статьи должна быть дополнена пунктом следующего содержания: «Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели или действия которых направлены на противоправное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, насильственное вовлечение граждан в религиозную деятельность и оказание на них принудительного психологического воздействия».