Образ Кавказа, как девствующие лицо в произведениях русских классиков

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы»: Кавказ называли «Теплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знаменами Шамиля.

Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную,

суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов. В свое время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских » заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии» с легкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении «Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной шумят орлы

И ропщет бор…

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник» . Восторгаясь красотой Кавказа, он писал

:

«Забуду ли его кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины…

В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное » дитя цивилизации»- русский, «европеец» и……, дитя природы, «дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана. Мотив любви к Кавказу проходит и через все творчество М. Ю. Лермонтова, которого в свое время поразила поэма «Кавказский пленник». Неудивительно, что некоторые черты объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:

И хладен блеск его очей…

Чувства, страсти,

В очах навеки догорев,

Таятся, как в пещере лев,

Глубоко в сердце…

Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма «Беглец», например, выросла из черкесской народной песни.

Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов. Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро » удар кинжала пресек несчастного позор», мать его лишь » хладно отвернула взор».

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет…

Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:

Прекрасен ты, суровый край свободы!

И вы, престолы вечные природы.

Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает:

Как сладкую песню отчизны моей

Люблю я Кавказ!

Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л. Н. Толстого. В его произведениях мы найдем и описание гор Кавказа, их «громадности» и «воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдем описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трехстах саженях друг от друга.

Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера. Но в произведениях Толстого Кавказ предстает и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть «Кавказский пленник» — произведение простое и ясное.

Легкое в восприятии, оно дает ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечеркивать гуманные, человеческие отношения. В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля — свободолюбивого и мужественного Хаджи — Мурата. Непокоренный, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи.

Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот.

Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.

Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А. С. Пушкин писал: Кавказа гордые сыны, Сражались, гибли вы ужасно, Но не спасла вас наша кровь… А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: » Жалкий человек…

Чего он хочет?…

Небо ясно.

Под небом много места всем;

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он зачем?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Кавказа, как девствующие лицо в произведениях русских классиков