Образ Алеши Пешкова в трилогии Горького
Жизненный материал, который лег в основу трилогии, требовал акцента на преодолении мерзостей, и герою произведения приходилось очень трудно во многом, потому что их носителями были люди, близкие ему; но, с другой стороны, это и облегчало процесс высвобождения от влияния старого мира, ибо мерзости представали перед Алешей во всей их отвратительной сути, не прикрытые даже лицемерными покровами.
Особенно острый гнев вызывает у мальчика мещанство, жажда наживы. Власть денег калечит душу человека. С огромной художественной силой эта истина
Алеша видел проявление бунта против самодурства со стороны некоторых членов каширинской семьи, особенно со стороны матери, и это вызывало в мальчике особую любовь и уважение к ней.
Самые светлые воспоминания Горького связаны с образом бабушки, которая сыграла
Если доля ненависти у бабушки и была, то ее философия смирения и терпения сводила эту ненависть к нулю. Алеша, страдая от несправедливости, жалуется на жизнь и людей, а бабушка внушает: «Терпеть надо, Олеша!». Но герой трилогии «был плохо приспособлен к терпению», и это его спасло.
Восприняв все лучшее от бабушки, Алеша пошел дальше — на поиски тех людей, которые могли бы помочь ему глубже постигнуть трудную науку жизни.
«Здоровое творческое начало» Алеша видел и в мастере Григории, в замечательном русском парне Ванюше Цыганке, в непонятном, но влекущем к себе человеке по прозвищу «Хорошее дело». Большой и светлый след в его жизни оставили повар Смурый, который пробудил в нем интерес к книге, и особенно овеянная романтической дымкой «Королева Марго», воспитавшая в нем вкус к великой русской и мировой литературе.
Книги расширили кругозор Алеши, открыли перед ним какую-то новую, яркую, необычную жизнь — «жизнь больших чувств и желаний… Я видел, что люди, окружавшие меня, … живут где-то в стороне от всего, о чем пишут книги, и трудно понять — что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…».
А с другой стороны, книги русских писателей помогли понять причину тяжелой жизни народа, к тому же Алексей Пешков, обладавший не по-детски большим жизненным опытом, имел возможность сравнить жизнь и книги и нередко замечал несоответствие, особенно в произведениях народнической литературы, идеализировавших мужика.
Знание жизни и книг, умение проверить правду книг фактами живой действительности сделало то, чего не могли сделать в то время десятки университетов. Алексей Пешков явился в Казань с определенными убеждениями, с определенным взглядом на жизнь и людей. Вот почему его не смогла ослепить народническая утопия, и в споре с народниками — людьми, имеющими университетское образование, верх одержал «самородок» Пешков.
Но хотя со многими взглядами народников Алексей не соглашался, тем не менее пребывание в кружке Андрея Деренкова не было для него бесполезным: он убедился в необходимости борьбы. Это его стремление горячо поддержал лучший из народников — Михаил Ромась, который стал одним из первых учителей вступившего на путь революционной борьбы юноши.
В «Моих университетах» герой еще не стал революционером, он отправляется доучиваться у жизни, у народа. Но его устремленность вперед говорит о том, что он найдет свою дорогу и место в жизни и борьбе. Алексей Пешков выходит победителем потому, что он связан с народом, потому что его судьба — это судьба народа. Автобиографическая трилогия Горького является ярким образцом произведения социалистического реализма. Жизненные процессы изображены в ней в острой борьбе старого и нового.
Опираясь на новое и растущее, активно сопротивляясь старому и умирающему, Алексей Пешков вырабатывает в себе качества настоящего человека. Глубоко раскрывая жизнь русского народа в условиях 70-80-х годов XIX в., Горький осуждает те черты психологии тружеников, которые были помехой в их борьбе за лучшую жизнь, и отмечает свободолюбие народа, медленный, но упорный процесс роста его самосознания, типизируя лучшие черты народа в образе Алеши Пешкова.
По пути Горького пошли лучшие советские писатели, в том числе и авторы произведений автобиографического жанра — Н. Островский, Ф. Гладков, К. Паустовский, Ю. Смолич, М. Стельмах и др.