Конспект урока для 7 класса «Орфографические словари»

Приложение № 6

Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «СОШ»№ 66

Учитель Сафина Аниса Мансуровна

Класс 7

Предмет Русский язык

Тема учебного занятия: Орфографические словари.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели урока:

Ознакомление учащихся с видами орфографических словарей; с наукой лексикографией;

Развитие умения слушать, запоминать, пользоваться словарем;

Воспитание любви к русскому языку, к словарям.

Оборудование:

Учебный класс, плакаты, словари, наглядность.

Ход учебного занятия.

Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Итак, запускаем двигатель

1 этаж хранилища.

Здесь обитают ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ,

Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа. В класс входит Магистр Лексикологии, подходит к столу, одевает шляпу, набрасывает накидку и начинает занятие. — Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в Академию Словарей, опустимся в хранилище книг.

Путешествуя по хранилищу, мы познакомимся с наукой, которая занимается изучением теории составления словарей, встретимся с разными типами орфографических словарей, узнаем об их назначении.

— Начинаем путешествие.

Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;

Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Наглядность:

Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.

Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.

Знакомство с новым материалом . Путешествие.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель:

— Нас встречает лексиколог .

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь — людское чудо-

Не скудела в наши дни. Рассказ лексиколога:

— Я являюсь хранителем этажа, где помещены все орфографические словари. Всеми типами словарей испокон веков занималась наука Лексикография . Оно пришло к нам с греческого языка: «lecikos» — «слово»

«grapho» — «пишу»

— Все мои словари делятся на 2 группы: Энциклопедические и Лингвистические. Цель энциклопедических словарей — объяснить суть явления соответствующей области знания, искусства, производства…); цель лингвистических словарей — собрать и объяснить слова, фразеологизмы, растолковать лексическое и грамматическое значения, употребляемость в речи.

Практическая пауза

Учитель: Как же можно проверить правописание данных слов? .

Учитель: Мы всегда относили орфографический словарь к группе словарей правильной речи, который был предназначен для самого широкого круга читателей, которые так или иначе соприкасаются с вопросами написания слов. Но в последнее время стали происходить какие — то чудеса.

Старый орфографический словарь, будучи Министром печати, разрешил печатать очень странный материал. Учитель: Ребята, у вас на партах есть текст «Пуськи бятые». Давайте прочитаем его.

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увязала Бутявку. И волит:

— Калушата, калушаточки!

Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямали.

И подудонились.

А Калуша волит:

— Оее, оее! Бутявка — то некузявая!

Бутявка вздребознулась, сопритюкнулась и усяпола с напушки.

А Калуша волит:

— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

От Бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой!

— Калушата подудонились! Калушата — подудонились! Зюмо некузямые!

Пуськи бятые!

Учитель: Текст очень странного происхождения и содержания.

— Давайте разберемся в нем.

? — Чем же необычен этот текст?

Почему орфографический словарь разрешил напечатать этот текст? Выполним для этого парочку заданий.

«Слово — змейка»

Задание: запишите, работая с орфографическим словарем, 10 словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. НО:

1 ряд — записывает слова, обозначающие предмет;

2 ряд — слова, обозначающие действия;

3 ряд — слова, обозначающие признак действия.

1

2

3

— Проверим .

Учитель: А теперь возьмите текст «Пуськи бятые».

Работаем с первым предложением. Разберите его по членам предложения, определите, чем выражено каждое слово .

? — Что теперь вы можете рассказать о данном тексте?

Учитель: Вывод: Текст соответствует всем орфографическим, грамматическим, пунктуационным требованиям. Значит, он составлен верно. Перед нами специально составленная лингвистическая сказка — загадка.

Лексиколог:

— А теперь ребята проверим вашу сообразительность.

1) Задание: решите кроссворд

Х

О

К

К

Е

Й

А

Л

Л

Е

Я

К

А

С

С

А

П

А

С

С

А

Ж

И

Р

Ш

О

С

С

Е

.

Игра на льду на коньках с небольшим мячом или шайбой?

Дорога с рядами деревьев по сторонам?

Место, где продают билеты?

Человек, который совершает поездку на любом виде транспорта?

Дорога, покрытая асфальтом?

Отгадай слово по вертикали? (КЛАСС

Лексиколог: Да, это так. Но вы должны, поработав с этим текстом, доказать другую сторону вопроса: орфографический словарь поступил правильно, разрешив напечатать этот текст.

Лексиколог: С этим заданием вы справились, молодцы. Идемте дальше. . Здесь у меня хранятся все виды орфографических словарей. Давайте с ними познакомимся.

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ.

Школьный словарь отличается прежде всего объемом словника, зависящим от возраста адресата: словарь для средней школы, не то же, что для начальных классов. Однако прежде это различие чаще всего игнорировалось. Впоследствии вышло несколько словарей специально для начальной школы.

Самым популярным остается орфографический словарь Ушакова и Крючкова. С 1934 года этот словарь ежегодно издается вплоть до настоящего времени. Между тем, было бы желательно разнообразить форму и стиль школьных словарей, не только используя опыт прошлого, но и учитывая достижения современной школьной практики.

Возможно, авторами новых словарей могли бы быть сами учителя, для которых естественно рассматривать словарную информацию как помощь в затруднительных случаях правописания и как основу для занятий по русскому языку.

СЛОВАРИ — СПРАВОЧНИКИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПЕЧАТИ.

Это более молодой жанр. Авторами таких словарей и были, в основном, корректоры . В конце 20 — 30-х годов был выпущен ряд пособий для наборщиков, корректоров, редакторов. Самый знаменитый из данных словарей «Справочник по орфографии и пунктуации» для работников печати Былинского К. И. и Никольского Н. Н.

Первое издание вышло в 1949 году, четвертое — в 1970 году.

ОБЩИЕ СЛОВАРИ.

Эти словари все еще нуждаются в серьезных усовершенствованиях. Самый знаменитый «Орфографический словарь русского языка» 1956 года издания.

К данной группе можно отнести словари:

«Справочная книжка и указатель русского правописания»

«Справочный словарь орфографический, этимологический, толковый»

«Карманный орфографический словарь»

«Орфографический словарек»

В 1957 году Ожегов С. И. издает при содействии института РАН «Орфографический словарь русского языка», которым мы пользуемся до сих пор . В настоящее время в институте русского языка РАН к выпуску готовится Большой орфографический словарь.

Орфографическая пауза

Практическая часть.

Учитель: А теперь поработаем с орфографическим словарем.

Задание: В данных словах поставьте ударение и проверьте по орфографическому словарю. Подчеркните волнистой чертой слова, где возможно 2-х местное ударение.

.

Агент, арест, баржа, баловать, верба, ворота, гравер, договор, единство, еретик, заговор, избаловать, коклюш, камбала, километр, кладовая, лассо, молодежь, некролог, ненависть, перепланировать.

Проверка домашнего задания .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: На Дом некоторым ребятам было дано задание: написать оду-хвалу словарю. Послушаем.

Проверяется домашнее задание.

6.Заключение .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Лексиколог: Словари — не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Все богатство и разнообразие лексических запасов языка собрано в словарях. Изучать словари, читать их нужно всегда. Они — наши помощники.

Учитель: И верно говорит народное изречение: «не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Словарь — это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке, говорил французский писатель Анатоль Франс. И это действительно так. Мы побывали с вами на одном этаже хранилища книг в Академии Словарей. На следующих уроках мы продолжим знакомство с другими видами словарей, побываем на других этажах хранилища.

Записывается домашнее задание на следующий урок.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока для 7 класса «Орфографические словари»