Автопортрет героини в пьесе И. Котляревского «Наталка Полтавка»
Что лучше всего может выразить настроение человека, проявить, что у него на душе? Конечно же, песня. Так как только она может успокоить в минуты печали и горя, развеселить и придать сил. Поэтическое народнопесенное восприятие нашим народом человека и окружающего мира зародилось под влиянием украинской природы, народных обычаев и обрядов.
Оно является проявлением талантливости нашего народа, своеобразности характера украинского человека, наделенного большой духовной красотой и силой слова. Подтверждением этому и является пьеса Ивана
Ее появление было тем могущественным весенним громом, который пробудил самосознание нашего народа, так как большое место в нем занимала песня, которая была его органическим элементом, которая помогала раскрывать национальные характеры персонажей. Звенит девичий голосок, и появляется Наталка Полтавка. Она не только словами, а и песнями раскрывает свой характер, красоту, судьбу: «Ой я девушка Полтавка, А зовут меня Наталка: Девка простая, не красивая, с добрым сердцем, не спесивая». Это настоящий лирический автопортрет героини, простой украинской девушки, которая нравится
Песня же «Видно пути полтавские и знаменитую Полтаву» дополняет этот портрет. Из нее мы узнаем, что Наталка небогатая, простая, но честного рода, не стыдится прясть, шить и носить воду. Из песен возникает романтизированный автором образ Наталки Полтавки.
Именно из них мы узнаем и о характере девушки, и о том, как она живет, что ее волнует, от чего она грустит. Так как состояние человека может лучше всего передать только песня. Сердце девушки преисполнено печалью и тревогой за любимого. Именно это состояние души героини ярко передает песня «Веют ветра, веют буйные»:
Где ты, милый, чернобровый? Где ты? Отзовись! Как я, бедная, здесь горюю, приди посмотри.
Полетела бы я к тебе, но крыльев не имею, Чтобы увидел, как без тебя с горя высыхаю.
Эта песня о том, как тяжело жить без любимого, не зная, где он, что с ним произошло. Хотя прошло много времени с того времени, как исчез Петр, Наталка не теряет надежды его увидеть. И вопреки всему звучит песня «Ой мать, мать! Сердце не считает». Она указывает на решительность девушки: «лучше умереть, как с немилым жить, сохнуть с печалі, каждый день слезы лить».
Хорошо, что и Петр не забыл Наталки. Этот сирота без рода грустит, что нет у него «ни избушки, нет счастья, ни женщины», «не орано и ничего не сеяно», так как он «один в мире». Однако Петр богатый душой — настойчивостью, добротой и верностью в любви к Наталке.
Сетование на свою злую судьбу он выражает словами песни «И шел казак с Дона».
Спасибо судьбе, когда казак в поле. Так как когда он в поле, тогда он на воле.
Какая свободолюбивая душа у этого парня, какой добрый казацкий характер. И не только об этом мы узнаем из песни. Оказывается, за долгие четыре года разлуки Петр не забыл любимую и стремится скорее ее увидеть. Из песен этого героя мы узнаем о его характере и взглядах на жизнь.
Песня также является зеркалом души возного. Именно благодаря ей мы можем представить этот образ — образ взяточника и плута, узнать о его философии, которая оправдывает социальную неравность, подчиненность бедного богатому, хищничество:
Всякий, кто выше, то низшего гнет, Сильный бессильного давит и жмет, Бедный богатого будет слуга, Корчится, гнется пред ним, как дуга.
У каждого героя в пьесе есть своя песня — одна или несколько. Она помогает разобраться в сложных человеческих характерах, она берет за душу. Убрать хоть одну песню из пьесы — значит взять ее сердце. Поэтому звучит она, песня, уже много лет, песня буйная и нежная, согревает трогательной красотой наши сердца. Вышла ты, постная, из зеленой, белостенной Полтавы полтора столетия тому назад и до сих пор ходишь от дома к дому.
Тебе всегда открыты двери. Везде тебя встречают то ласковой улыбкой, то влюбленным взглядом, то чистыми слезами. И будут встречать, так как несешь ты с собой невыразимую красоту и чистую душу!