Возникновение реализма в Европе, новые возможности реалистической литературы
Реализм — третий по счету метод. Возник в Европе в 30-е годы. Прежде всего во Франции. На это время приходится творчество пожилого Стендаля (Анри Мари Бейль). В 30-е годы Стендаль пишет романы: «Красное и черное», «Пармская обитель», «Красное, или Белое» (не завершен). Одновременно со Стендалем во Франции работают Бальзак и Проспер Мериме.
Проспер Мериме — автор романтического романа. Хроники времен Карла IX и рассказы, связанные со современностью. Рассказы, герои которых экзотичны (Кармен — испанская цыганка, контрабандистка).
Для Бальзака — главная тема роль денег в современном обществе.
В английском реализме был Чарльз Диккенс. Начал литературную деятельность с серии очерков. Был репортером, освещавшим работу парламента. «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Домби и сын». Творчество Диккенса 30-70-е годы. Позже появляется У. Теккерей «Ярмарка тщеславия».
В Германии ярких реалистов в XIX веке нет. В Америке Марк Твен, Бред Гарт.
Реалисты
Шарль Гранде, Эжен де Растиньяк. Молодые герои Бальзака — провинциальные выходцы из обедневших, разорившихся семей. Таков Растиньяк. Одни могут преуспеть. Из Эжена вырабатывается человек, сделавший состояние. Он банкир. Ш. Гранде. Его отец при Наполеоне делает большое состояние, а в 30-е годы он разорился. Шарль, привыкший к роскоши, оказывается в безвыходном положении. Единственный человек от которого он может получить поддержку — дядя. Дядя скуп. Тогда Шарль отправляется в Индию.
Деньги становятся эквивалентом благополучия. Это время, когда появляется новый герой. Герой в романтизме — яркий индивидуалист, соткан из контрастов. В реализме — появляется человек, который делает себя сам, который завладевает миром, либо погибает в борьбе с тем, что противостоит ему. Человек у реалистов объясняет, почему он поступает так, а не иначе. Реализм не просто объясняет человека и окружающий мир, но и отказывается от заранее известных оценок.
В реализме явления не делятся. Каждый из объектов может заинтересовать реалистов: нищий, банкир, политик, светская дама. Характерный образ — молодой человек, который мечтает покорить мир. Гуманистическое начало или отказ от него во имя успеха. Гуманистическое начало у реалистов часто выступает как стремление к успеху, карьере, нежели сохранении человеческой личности.