Стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы.»
Символист Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о «Прекрасной Даме». В них — чистая отроческая любовь
К прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в
Высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о «Прекрасной Даме» посвещен возлюбленной
Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это — молитва, обращенная к Владычице
Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных
Я в темные храмы».
Вхожу я в темные храмы
Совершаю бедный обряд
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных ломпад.
Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного
Существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.
Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнеии с богатейшей духовностью его
Идеала. Великолепнийше показано внутренее состояние лирического героя с помощью образной детали
— цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического
Героя нарастает («Дрожу от скрипа дверей.»), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней,
Озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы — бесплотен, фантастичен, но он возникает так
Часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя
Успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства
Открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно
Восклицает:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты
Мне не слышны ни взохи, ни речи
Но я верю — Милая Ты.
Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного «как» подчеркивает любование,
Преклонение юноши — поэта перед совершенством. Метафорический эпитет «ласковые свечи» — настоящее поэтическое открытие
Блока. Герою «не слышны ни вздохи, ни речи» своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие
Радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она — Милая. Усилительный знак
Препинания — это тире — обрушивает на краткое «ты» огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта. Мечта
Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного тресины, болота, «чорных зданий»,
«жолтых» фонарей, недостойных людей, для которых «истинна в вине», в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти,
В идеальный мир, населенный чистыми созданиями, блискими к идеалу.
Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока —
Рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние
Лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающуу тот религиозный, мистический колорит. В тексте
Присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза,
Отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень
Много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой,
Самоотверженной и преданной любви к Родине.