Поэзия эпохи барокко
В странах Европы XVII столетия поэзия переживает бушующий расцвет, находится на гребне литературной жизни, порождает необозримое количество талантливых, незаурядных творческих личностей, среди которых Гонгора, Кеведо, Донн и Мильтон, Марино, Малерб, Ренье, Теофиль де Вио, Лафонтен и Буало, Вондел, Флеминг и Грифиус. Один уже перечень этих имен свидетельствует о том, какое принципиально важное место занимает XVII столетие в истории европейской поэзии. Но это лишь перечень светил высочайшего ранга, и то выборочный, неполный. У истоков английской
В 1611 г. Донн создает «Анатомию мира», в 1612 г. — «Развитие души». Освободившись
Поэзия Джона Донна строится преимущественно не на логических образах, а на изменении разных настроений, переживаниях и мыслях. Ранняя и зрелая лирика Донна связана с идеалами Возрождения. Поздняя лирика — «Священные сонеты», «Духовные упражнения», гимны, с их покоем и усмирением — созданы в традициях барочной поэтики. В поэтических сатирах Франсиско де Кеведо и Вильегаса на первый план выходит комическое начало.
При этом поэт прибегает к бурлеску: принуждая вульгарно торжествовать над возвышенным, демонстрируя блестящее остроумие. В любовной поэзии Кеведо удается придать стихам оттенок рыцарского звучания. Острота в завершающих стихах его любовных сонетов определяет резкий поворот мысли. Для поэзии барокко характерно, с одной стороны, обостренное ощущение разногласия мира, а с другой — стремление воссоздавать жизненные явления в их динамике, побежалости. Барочные поэты обращаются к теме непостоянства счастья, хлипкости жизненных ценностей, всесилии судьбы и случая.
Оптимизм Ренессанса сменялся у поэтов барокко пасмурной оценкой действительности, а восхищенное поклонение перед человеком — подчеркиванием его двойственности, непоследовательности, испорченности, оголением несоответствия между видимостью вещей и их сутью — изображением разорванного бытия, столкновении телесного и духовного начал, благосклонности к красоте и осознанию бренности земного существования.