Повесть о Темир-Аксаке
ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на Русь Тимура (Тамерлана) в 1395 г.; в ней сочетаются одновременно и черты воинской повести о борьбе русского народа против монголо-татарских завоевателей, и черты сказания о чуде иконы Владимирской Богоматери, избавившей Москву от разгрома. Эта тематическая и жанровая двойственность отразилась и в названии П.: «Месяца августа 26, внегда великое. избавление наше бысть преславным образом Богоматери от нашествия безбожных агарян. Повесть полезна, от древняго списания сложена, являющи преславного бывшаго
Автор П. рассматривает события 1395 г. на широком историческом фоне, рассказывая о происхождении Тимура, его завоеваниях в азиатских странах и даже приводит легенды о значении его имени (Темир-Аксак — Железный Хромец) . Разгромив золотоордынского хана Тохтамыша, Темир-Аксак, как пишет автор П., «нача мыслити в сердци своем тако и Русьскую землю попленити, аки преже сего. поплени цесарь Батый Рускую землю». Услышав
Сопоставляя П. о Темир-Аксаке с Повестью о нашествии Тохтамыша, И. Л. Жучкова отмечает, что изложение событий в П. противопоставляется описанию нашествия Тохтамыша: решающим днем в обеих повестях является 26 августа, но в Повести о Тохтамыше — это день скорби о разгроме и сожжении Москвы в 1382 г., а в 1395 г.- это день избавления столицы Московии от разорения, день всенародного ликования по поводу чудесного избавления от завоевателя с помощью иконы Богоматери Владимирской. П. известна в многочисленных списках XV-XIX вв. (около 200): она была включена в состав летописей (по мнению И. Л. Жучковой, между 1408-1446 гг.), а также встречается как отдельная статья в составе сборников.
Идея богоизбранности русского народа и небесного покровительства Москве еще с большей силой, чем в П., выражена в созданном на ее основе в середине XVI в. «Сказании о иконе Богоматери Владимирской», вошедшем в состав Степенной книги и Лицевого летописного свода.