Отрицательные тенденции в современном русском языке
В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие ученые-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе — вымирании русского языка, так как и в бытовой, и в официальной сфере используется много иноязычных слов, причем нередко неоправданно, в СМИ используется много жаргонизмов, много орфографических, орфоэпических, грамматических ошибок в рекламе, объявлениях, инструкциях, вывесках и т. п.
Сегодня состояние русского языка вызывает беспокойство не только специалистов, но и общества. В русском
Источники обновления литературной нормы многообразны. Прежде всего, это звучащая речь. Она подвижна, текуча, в ней совсем не редкость то, что не одобряется официальной нормой, — необычное ударение, свежее словцо, которого нет в словарях, синтаксический оборот, не предусмотренный грамматикой. При неоднократном повторении многими людьми новшества могут проникать в литературный обиход и составлять
На устную и письменную речь в настоящее время все большее влияние оказывают средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет.
Обращая внимание на речевые ошибки в текстах средств массовой информации, учитель поможет школьникам развить языковое чутье, что привьет им вкус к хорошей и правильной речи.
Проанализировав теле — и радиопередачи, выделяем следующие ошибки:
— речевые недочеты («Каждый человек делает поступки», «Это наша собственная ответственность»);
— грамматические ошибки («Разбирали этот вопрос на правительстве», «60
Тысяч — это является наш сюрприз», «со ста пятидесяти долларами»);
— речевые ошибки («Я краем глаза не обратила внимания», «в полный рос бюст Сергея Лазарева», «но с другой стороны — еще один вопрос к вам»);
— орфоэпические ошибки: Вы, конечно, правы (вместо Вы, конечно, правы); Я родился на Урале (вместо родился на Урале) ; козырный туз (вместо козырной туз).
Наблюдение за речью ведущих радио и телевидения воспитывает чутких слушателей, способных воспринимать и оценивать особенности современной устной речи в СМИ.
Современная языковая жизнь россиян характеризуется активным влиянием на литературный язык нелитературных социальных вариантов общественного языка.
В общей массе жаргонизмов, функционирующих в языке в СМИ, выделяются своей активностью и структурным разнообразием производные слова: психиатричка — «скорая психиатрическая помощь»; социалка — «социальная сфера»; минималка — «минимальная оплата труда»; микроволновка — «микроволновая печь»; сольник — «сольный концерт»; яблочник — «член партии «Яблоко».
Уже давно ученые бьют тревогу: воспитанное в нас доверие к печатному и звучащему в эфире слову заставляет считать его эталоном, а между тем и страницы газет и журналов, и эфир радио и телевидения, не говоря уже об Интернете