Отношение писателя к главному герою «Отцов и детей» очень непростое. Там, где Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но вот Базаров оказывается в непривычной для себя ситуации — он влюбляется, то есть вступает в ту утонченную сферу, существование которой всегда отрицал. От его уверенности не остается и следа. Перед читателем совсем иной человек. Случайно ли отрицатель возвышенных чувств оказывается в их плену? С приезда в поместье Одинцовых начинается смятенность Базарова,
меняется его внутреннее состояние. Не без усмешки он думает: «какой я смирненький стал», а после пребывания в усадьбе «дней пятнадцать» у него стала появляться небывалая прежде тревога: «он легко раздражался, говорил нехотя». Романтической чертой считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота. Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия заносчивому Базарову: любовь раскалывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник романтических
чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой — страстно и одухотворенно любящий человек, впервые столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Совсем недавно он заметил по адресу Одинцовой: «Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр». Теперь наступила пора взволнованных раздумий. И как только Одинцова разрешает ему откровенность, он в страстном порыве признается: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Базаров захвачен чувством. «Страсть в нем билась, сильная, тяжелая, — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». А Одинцова, под влиянием «уходящей жизни, желания новизны. заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила. После своего признания Базаров всю ночь «не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. Сумрачно и резко выдавался его похудевший профиль из-под нахлобученной фуражки».В исходе объяснения этих людей все показательно: разнородность переживаний, полярность жизненных установок, наконец, главное — значение произошедшего для их судьбы. Одинцова снова уходит в свой уютный мирок, а позже вступает в выгодный брак «по убеждению». Базаров мучительно ощущает потерю, пытается еще раз поговорить с ней, заставляет себя назвать любовь «чувством напускным», но перед смертью прощается с Одинцовой, как если бы прощался с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.
Переживания Базарова, их страстность, цельность вызывают наше восхищение. И в любовном конфликте он выглядит личностью. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной. Мы становимся свидетелями еще одной способности Базарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению прежних убеждений. Все то, что он отвергал: мечтательность, любовь к философии, поэзию — это, оказывается, не праздные занятия аристократов, как думал Базаров, а вечное свойство человеческой природы, культуры. Жизнь оказалась сложнее того, что о ней знают «физиологи». Для Базарова наступает время переоценки ценностей, скажем прямо — нелегкое время. Все тургеневские герои проходят испытание любовью — своего рода проверку на жизнеспособность. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Часто любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой, но в идеале она делает человека сильнее, красивее. После признания Базарова Одинцовой наше отношение к тургеневскому герою меняется к лучшему, но, к сожалению, мы понимаем, что эти люди не могли бы быть вместе.
Почти по-пушкински прощается Базаров с Одинцовой и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Любовь Базарова сделала его ближе и понятнее читателям, но не приблизила Одинцову к нему.