Поздний сталинизм — 1946-1953. Конец 40-х-начало 50-х годов, время позднего сталинизма, ознаменованы предельным, максимальным падением уровня литературы в СССР. А смерть И. А. Бунина в 1953 году была воспринята в качестве символического конца старой литературы зарубежья. Таким образом, обе основные ветви русской литературы эволюционируют по нисходящей от 20-х к 50-м годам, а во второй половине века вновь медленно поднимаются, достигая неплохого уровня, но едва ли сопоставимого с уровнем классики XX столетия. Видимо, последствия исторических потрясений,
репрессий и войн слишком тяжелы. 40-50-е годы: тема войны — Твардовский — Василий Теркин, Шолохов — Судьба человека, Симонов — Дни и ночи, Живые и мертвые, Солдатами не рождаются, Катаев — Сын полка, Фадеев — Молодая гвардия, Корнейчук — Фронт, Леонов — Нашествие. Леонов — Русский лес. Пастернак, Ахматова, Заболоцкий вторая волна эмиграции — Набоков, Газданов, Алданов, Поплавский, Берберова, Одоевцева, Елагин, Нароков, Моршен Советские писатели надеялись, что партия расширит пределы относительной творческой свободы, дарованной им во время войны, однако постановление Центрального комитета по вопросам
литературы от 14 августа 1946 покончило с этими надеждами. Искусство должно вдохновляться политически, заявил советский политик Жданов, и «партийность» и социалистический реализм должны быть руководством для писателя. ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ — условное название периода литературы Советского Союза 1950-х — начала 1960-х. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», смягчение цензурных и идеологических ограничений — эти события определили перемены, отраженные в творчестве писателей и поэтов оттепели. В начале 1950-х на страницах лит-х журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. (напр, повесть Ильи Эренбурга Оттепель). Большая роль литер-х альманахов. Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне. В 1956 вышли роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым и повести Павла Нилина Жестокость, Сергея Антонова Дело было в Пенькове. В романе Дудинцева прослеживается трагический путь изобретателя в условиях бюрократической системы. Главные герои повестей Нилина и Антонова привлекали живыми характерами, их искренним отношением к событиям вокруг себя, поисками собственной правды. А. Т Твардовский возгл журнал «Новый мир» — там обужд серьезн-е проблемы, напр, оптимального руководства сельским хозяйством (цикл очерков Валентина Овечкина Районные будни) -> начало направления «деревенской прозы» (Ефим Дорош, Вл. Тендряков, Ф. Абрамов). + были альманахи «Литературная Москва» под редакцией Эммануила Казакевича и «Тарусские страницы» под редакцией Николая Оттена Несмотря на атмосферу обновления, писатели соцреализма пытались «возникать» и дискутировать дискуссия Всеволода Кочетова, гл редактор журнала «Октябрь» с «Новым миром».»Молодежная проза» печаталась в журнале «Юность»(Валентин Катаев). Ставка на молодых и неизвестных — у них исповедальная интонация, молодежный слэнг, искренний приподнятый настрой (пример: повесть Василия Аксенова Звездный билет, где описан новый тип советской молодежи, впоследствии названный критиками «звездными мальчиками». Это новый романтик, жаждущий максимальной свободы, полагающий, что в поисках себя имеет право на ошибку.). Появление новых авторов — Юрия Казакова, Фазилия Искандера. Продолжает развиваться жанр научной фантастики (Иван Ефремов — Туманность Андромеды (1958), Сердце Змеи (1959), братья Аркадий и Борис Стругацкие — Извне (1959), Страна багровых туч (1959), Путь на Амальтею (1960), Полдень, XXI век (1962), Далекая радуга (1962), Трудно быть богом (1964)) Осознали себя как писатели в 1960-1980-х — Юрию Трифонов, Солженицын, Венедикт Ерофеев, Иосиф Бродский. Расцвет поэзии: с 1955 стал проводиться День поэзии, с 1956 — выходить альманах с одноименным названием. в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту. Поэты Рождественский и Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина.+ авторская песня — Окуджава. Было много непубликуемых писателей, к-е объединялись в группы: в Ленинграде объединение поэтов при университете (В. Уфлянд, М. Еремин, Л. Виноградов и др.) вдохновлялось поэзией обэриутов, кружок при Ленинградском технологическом институте (Е. Рейн, Д. Бобышев, А. Найман) — акмеизм (тут был и молодой поэт Иосиф Бродский, к-й в 1964 был привлеч
ен к суду за «тунеядство»), московская «лианозовская группа» (Г. Сапгир, И. Холин, Вс. Некрасов), кружок студентов института иностранных языков в Москве (поэт Станислав Красовицкий) студенческое объединение поэтов и художников СМОГ (В. Алейников, В. Делоне, А. Басилова, С. Морозов, В. Батшев, А. Соколов, Ю. Кублановский, Губанов и др.). Публикациям некоторых авторов за границей («тамиздат») придавался статус чуть ли не государственной измены, что сопровождалось принудительной высылкой, скандалами, судебными разбирательствами и т. д. 1958 — скандал по поводу присуждения Нобелевской премии Борису Пастернаку за напечатанный за границей роман Доктор Живаго. Писателю пришлось отказаться от премии. 1965 — скандал с писателями Андреем Синявским (повести Суд идет, Любимов, трактат Что такое социалистический реализм) и Юлием Даниэлем (повести Говорит Москва, Искупление), с конца 1950-х публиковавшими свои произведения на Западе. Они были осуждены «за антисоветскую агитацию и пропаганду» на пять и семь лет лагерей. Владимиру Войновичу после публикации на Западе романа Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина пришлось покинуть СССР, т. к. надеяться на издание своих книг на родине он уже не мог. После прихода к власти Брежнева считается, что «оттепель» закончилась. Критика была дозволена в рамках, не подрывающих существующий строй. Шло переосмысление роли Ленина — Сталина в истории — предлагались разные интерпретации. Критика Сталина шла на убыль. Переосмысление наследия начала века — Илья Эренбург — воспоминания Люди, годы, жизнь (1961-1966). Многие впервые узнали о существовании таких исторических фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Фальк, Модильяни, Савинков и др. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом. Вырабатывалась самоцензура. Внутренний цензор подсказывал автору, какие темы можно поднимать, а какие не стоит. Отдельные элементы идеологии воспринимались как формальность, условность, которую необходимо учитывать.