Общая характеристика литературы средневековья
Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы, относится к IV — V вв н. э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые варварские народы. Великое переселение народов. К моменту распада Римской Империи население тех ее западных провинций, которые были наиболее тесно средневековьяязаны с метрополией — Италии, Галлии, Испании, — в основном было романизовано. Латинский язык вытеснил здесь местные языки — распространилась «вульгарная латынь».
Зарождение
1) героический эпос возникает в эпоху зрелого СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (11-12 вв), наследует эпосу раннего СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, который представлен языческими сказаниями кельтских и скандинавских культов, возникает в период формирования нации и государственности. Эпос, который появляется, как проявления нац. языка. Сюжетная основа — великое переселение народов. («Песнь о Нибелунгах» — нем., «Песнь о Роланде» — фр., «Песнь о моем Сиде» — исп.). Носителями эпоса были бродячие певцы, во Фр. жонглеры, в Испании — хуглары, в Германии — шпильманы. Основной сюжет раннего эпоса — сказки; героического эпоса — исторические события, в которых закрепляется представление о вассальном героическом и религиозном долге.
2) куртуазная поэзия возникает после первых крестовых походов. Восточная культура превосходит культуру Европы. Рыцари принесли с Востока новые знания, новый представления о поведении (куртуазное поведение). Рыцарь занимался не только военными подвигами, но и манерами поведения. Юг Франции (Прованс) — трубадуры, Сев. Франция — труверы, Германия — миннезингеры. Основная тема — тема любви. Развитие мировой поэтической традиции. Любовь открыта, как самое ценное чувство.
3) рыцарский роман возник в границах куртуазных традиций, фэнтези + решение серьезных проблем феодальной действительности. Возникли литературный города, новый тип героя — крестьянин-веллан. Жантры: фаблио (шванк) — песенка + прозаический комический рассказ. 4) городская литература носила пародийный характер. Появляется жанр животного эпоса. В лит. городе возникла СРЕДНЕВЕКОВЬЯ система театральных жанров (многодневные мистерии, библейские истории, фарсы (быт. комич. пьеса) и маралите (аллегорич. пьеса о столкновении пороков в душе человека)). «Не блуждай вне, а войди в себя» — Августин.
Народно-эпическая поэзия воплотила мифологические представления и концепции исторического прошлого, этические идеалы и коллективистский (родоплеменной) пафос. Причем в наиболее ранних памятниках мифологическое восприятие доминирует и лишь постепенно вытесняется историческими представлениями (и образами). В архаических эпосах сохранилась связь с традицией фольклора, с богатырскими сказками и сказаниями о первопредках. Соответственно эти эпические памятники насыщенны мифологической и сказочной фантастикой. Кругозор их творцов практически ограничен родоплеменными отношениями, так что даже великие столкновения народов трактуются как родовая распря.
Сильны элиты идеализации родовых отношений. В скандинавском мифологическом эпосе гибель родовых отношений трактуется как крушение мира. Форма: краткие песни и сказания (нем. «Песнь о Хильдебранде»), стихотворно-прозаич. и прозаические произведения. Жанровое своеобразие заключается в соединении подлинности исторического события, составляет сюжетную основу со сказочностью формы, возникшей в результате устного бытования. 3 основных темы:
1) оборона родины от внешних врагов (варвары, норманны)
2) верная служба королю и наказание изменников;
3) кровавые феодальные распри. ГЭ появляется в период становления государственности. Отражает чаяния. Борьба феодалов завершается, самый сильный феодал становится монархом, объединение земель.