Фестиваль московских бардов (репортаж)

И вам выпало великое счастье
войти в волшебный мир музыки
под покровительством царственной
особы — вашей любимой гитары.
С. Владимирский
Я люблю бардовскую песню. Часто хожу во дворцы культуры на концерты бардовской песни. Я считаю, что простота и демократичность таких концертов завоевывают в наши дни все большую популярность. Самодеятельная песня после техномузыки воспринимается как что-то настоящее, живое, словно плечо друга. Недавно я побывала в Центральном Доме литераторов им. Фадеева на фестивале московских бардов.

Почти пять часов со сцены Большого зала ЦДЛ звучали бардовские песни, а авторитетное жюри, возглавляемое известным поэтом Ю. Ряшенцевым, оценивало выступающих по нескольким конкурсным номинациям. Большой зал был набит молодежью.
Я обратила внимание на репертуар авторов-исполнителей. Он в отличие от бардовского репертуара, скажем, эпохи «хрущевской оттепели», когда пели в основном на политические темы, состоял большей частью из песен-баллад о любви, о личной непростой судьбе авторов. Видимо, время настало такое, что люди, устав от политических и экономических проблем, все больше уходят в себя, пытаясь в собственной
душе найти ответы на вопросы времени. В общем, в моем воображении от любовных песен бардов возник образ героя-любовника, который ищет причину любовных конфликтов в самом себе, но при этом оглядываясь на свое прошлое. А прошлое для большинства бардов, выступавших на этом фестивале, — служба в армии, первые контакты с обществом, которое не очень-то радушно встретило их в обычной жизни. Один автор-исполнитель намекнул в своей песне даже на то, что, возможно, прошлая Великая Отечественная война трагически повлияла на чувство любви. Но мне кажется, что это слишком схематичное отношение к теме. Возможно, автор имел в виду жуткие нечеловеческие условия, в которых рождалась наша эпоха. Многие нравственные ценности были растоптаны кованым сапогом войны и несправедливой властью. Словом, спорного в этой мысли много, но мне понравилось, что современные барды глубже разрабатывают любовную тему.
Не менее ярким получился и общий образ лирического героя, страдающего от одиночества. Интересно, что лирический герой песен в основном предпочитает убегать от одиночества, а не бороться с ним. Но убегать — достойно, без претензий и прочих драматических атрибутов вынужденного или навязанного человеку одиночества. Мне запомнился сюжет одной песни, где герой весьма оригинальным способом попытался восстановить мир в семье. Сюжет прост и даже банален: он и она — молодожены; происходит конфликт, надо расходиться; супруги начинают делить барахло; парень нечаянно бросил к своим вещам ночнушку жены; жена гордо простилась со своей ночнушкой. Здесь произошел перелом: парень вернул ночнушку со словами, что без нее эта тряпка ему не нужна. Так герой-любовник доказывает своей женщине то, что не мог доказать ей в обыденной жизни. Я подробно пересказала сюжет, потому что он подтверждает серьезную работу современных бардов над текстом песен. Например, знаменитая волна бардов прошлых лет, на мой взгляд, была более прямолинейна в выражении своих чувств. А песни бардов, которые я слышала сейчас на фестивале, вполне могут существовать отдельно от музыки как стихи. Уходом бардов в личностные проблемы я объясняю и то, что на фестивале не прозвучало ни одной песни-протеста, например, о чеченской войне, как когда-то такие песни звучали о войне в Афганистане.
Во время перерыва я познакомилась с ведущим фестиваля известным поэтом Алексеем Дидуровым. От него я узнала, что большинство выступавших бардов являются членами возглавляемого им рок-кабаре «Кардиограмма», которое существует уже более 15 лет.
— Идея рок-кабаре отнюдь не в ориентации на шоу-бизнес, — сказал мне Дидуров, — хотя нас снимают для телевидения, записывают на радио, приглашают на различные фестивали и концерты. В основном составе выступают барды: А. Ошеннон, Д. Гузь, В. Немировский, М. Корякин, В. Иванов. Наша главная идея — служить бескорыстно отечественной культуре и в какой-то степени быть противовесом антикультуре, заполонившей экраны телевизоров, эфир и сцены. Стать членом нашего рок-кабаре непросто. Надо наработать определенный профессионализм в игре на гитаре, в текстах, в вокале. Не сбрасываем со счетов и личные духовные качества автора-исполнителя. Мерзавцы и проходимцы всякого рода у нас не задерживаются, так же как и ребята, старающиеся извлечь какие-то материальные выгоды из участия в нашем рок-кабаре. Цель только одна: бескорыстный творческий порыв, на котором и держится культура вообще.
Я узнала также, что через рок-кабаре «Кардиограмма» прошли в свое время многие ведущие барды страны. Со сцены рок-кабаре звучали голоса Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и многих других.
Возвращаясь с фестиваля, я размышляла о перспективах такого рода поэзии, поэзии под гитару. Является ли то, что я видела сегодня, новой волной авторской песни? Александр Галич. как-то сказал: «И когда-нибудь, после Гутенберговской эпохи, о нас будут вспоминать, как о зачинателях, вернее, продолжателях прерванной традиции». Эти слова Галича, я надеюсь, будут пророческими: авторская песня с новой силой взовьется над Россией. Она вновь выявит певца, который станет пульсом нашей эпохи.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Фестиваль московских бардов (репортаж)